Проповедь 30 декабря 2012 — Неделя 30-я по Пятидесятнице (Византийский обряд)
Январь 14, 2013Кол 3, 4-11; Лк 14, 16-24
Ночь на Рождество длится с 24 декабря по 7 января. По сути дела мы, в ситуации нашей, оказываемся сейчас в этой ночи. Поэтому, хоть я снаружи и фиолетовый, но внутри я уже белый. Сегодня неделя Праотцев, — под праотцами подразумеваются все здравомыслящие люди из иудейского народа, предшественники Иисуса, которые в силу своего здравомыслия верили в Единого Бога и принимали Его. И Бог это здравомыслие, соответственно, укреплял и не давал им впасть в безумие как прочим людям.
В книге Бытия история начинается с Авраама. Это сначала такое маленькое кочевое племя, потом оно превращается в оседлый народец, потом маленькое царство, потом маленькую провинцию греческой, персидской, римской империи. Все очень маленькое, но в Библии акценты поставлены так, что эти люди оказываются в центре мира, в центре главных космических событий. Это нормально, мы же с вами тоже в центре космических событий. Несмотря на то, что мы такие, какие мы есть, и находимся там, где мы есть. Но мир Царства Божия совершенно особый, в нем нет менее важных, нет более важных, — нет, как физики говорят, локальности взаимодействия: два шара стукнулись как в бильярде и все. А в Царстве то, что мы делаем, то, что исходит из основы нашей души, нашего существования, распространяется не только на ближайших людей, но и на вечность, и на пространство Творения, и на прошлое тоже. На прошлое тоже наши действия, наши состояния воздействуют, потому что таково устройство мира, чтобы Бог мог в нем пребывать. И когда мы говорим о том, что мы образ и подобие Бога, мы имеем в виду в частности вот это.
Снижу планку. Сейчас в метро ехал напротив меня южный парнишка, в руках у него была тюбетейка очень красивая, яркая. Он ее крутил, направлялся, очевидно, в мечеть, которая тут неподалеку. Мне хотелось сказать ему: «брат, у нас же праотцы общие». Авраам, Исаак, Иаков – это наше все. Но я, конечно, не сказал. Хотя, наверное, надо было.
Я подумал об этом, и так радостно стало, потому что есть как бы разделение – мусульмане такие, мы такие, марксисты такие. А праотцы одни и те же. Вроде бы в христианской Церкви принято об этих пророках Ветхого Завета, о вере Ветхого Завета, говорить с пренебрежением, что они еще до исторического материализма появились, не понимали ничего. Но все же, если мы на Иисуса посмотрим, то весь этот аппарат мыслительный, которым Он пользуется, — это то, что прозвучало через иудейских пророков, и слова Премудрости, и псалмы, которыми Иисус сам молился. И если мы посмотрим на монашество первых веков, то ежедневный цикл освящения суток — первоначально это были только псалмы. Потом они уже обрастали и молитвами, и тропарями, и другими вещами. Но первоначально все, что нужно было познать о Троице, познать на основании внутреннего опыта, эти люди черпали из псалмов и из Евхаристии. Причем Евхаристия для таких монахов-одиночек даже часто бывала на втором месте. Так что потенциал наследия Ветхого Завета питал сам Иисус, — собственно, Он и передавал весть о небесном Царстве, весть о новом Царе, через те же пророчества ветхозаветных пророков, через цитаты. Наверно, возврат к этим корням мог бы много дать для обретения единства этих вот главных на сегодняшний день религий человечества – христианства и ислама. Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2012