Проповедь 16 марта 2013 — 5 воскресенье Великого поста (Год А, латинский обряд)
Март 26, 2013Иез 37, 12-14; Рим 8, 8-11; Ин 11, 1-45
Наш общинный праздник – воскрешение Лазаря.
15 ноября 2007 г. епископ Верт утвердил устав Семьи св. Лазаря. Значит официально мы существуем 5 с половиной лет. Столько времени католическая Церковь знает о нашем существовании и рассчитывает на нашу поддержку и апостольство.
Численно за эти годы Семья сократилась. Ушли такие дорогие нам люди как Саша Худорожков, Вика. Более десятка человек прошли за это время через нашу общину, так и не поняв и не полюбив ее. Все эти люди смотрели на Семью как на средство достижения каких-то иных целей, более или менее благородных. Среди этих целей священство, поиск подходящей аудитории, чтобы менторствовать, поиск укромного теплого местечка с необременительным «духовным» общением. Все эти люди обманулись в своих ожиданиях.
Те, кто пришли вместо них и остались, пришли просто ради человеческого и христианского выживания. Выживания, требующего постоянного сознательного и смиренного молитвенного и аскетического усилия, направленного на собственное изменение.
Все в жизни идет негладко. Я старею, теряю силы. Кого-то мы уже похоронили. Притока молодых сил к нам нет. Хотелось бы, чтобы через растущую слабость приходила мудрость – не своими жалкими ресурсами, а силой Всевышнего. Все как в Церкви. Любая община, брошенная на милость Святого Духа, живет так и так же умирает. Как умерла община апостолов и ближайших учеников Иисуса, к которой принадлежал и Лазарь со своими сестрами. Это реальность Церкви, реальность жизни.
Семь лет прошло Понтификата Папы Бенедикта XVI, который сам себя отправил на пенсию, а ощущение, как будто ничего не было. Как будто вчера скончался Иоанн Павел II. Безвременье. Ватиканские тайны. Латинская месса в средневековых оборочках. Выплаты по сексуальным скандалам. Реверансы МП, не ведущие никуда.
Проблема нашей католической Церкви в России в том, что, в общем, нет церковной традиции. Жизнь в СССР складывалась так, что потенциальные носители традиции все время рассеивались. Кого пугали, ссылали и сажали, а кто уехал сам как, уже в 90х, русские немцы-католики. Поэтому наша Церковь исключительно сильно зависит от центрального органа управления католической Церковью – Святого Престола и Римской курии. Какой ветер подует или какое указание выйдет оттуда – у нас сразу же брали под козырек. Не обязательно епископы, потому что епископы отвечают за реальные дела, а всякий благочестивый сброд без роду без племени.
От нового Папы ожидания такие большие именно потому, что за последние 15-20 лет в Церкви, руководимой Ватиканом, по большому счету ничего не произошло.
Дальше я просто привожу фрагмент проповеди от 17 апреля 2005 г., за 2 дня до избрания Иосифа Ратцингера Папой. Проповедь обрывочная, я ее не записывал заранее. Я оставил некоторые несообразности в ней без изменений.
… Реальная община, реальная Церковь – такое место, где в первую очередь бросается в глаза человеческая слабость, страхи, склонность к унынию, неверность. Когда непонятно, каким образом эти вещи преодолеваются – это проявление жизни Бога в общине. Мы не видим этого действия в чистом виде, а видим через те же страхи, слабости и вранье, которые окружают нас, и поэтому действия Бога очень легко пропустить, не заметить.
Папа Иоанн Павел II как раз и подчеркивал своей личностью эти действия Бога, с характерной нескладностью. Вот он приезжает в очередную страну, целует землю, проповедь говорит, публика рыдает. Местный епископат стоит на заднем плане, никто на них внимания не обращает. Они с какими-то просьбами приходят к Папе, тот обещает, что всё им будет. А потом Римская Курия говорит: фиг вам. Этого дать не можем, этого не можем, а это вам вообще не нужно. Отчасти это шарж, а отчасти так и есть. То есть Папа эти действия Бога в Церкви высвечивал – может быть, ярче, чем они на самом деле.
Сейчас будет другой стиль в Церкви. Иоанн Павел II – сын полка. Родители у него умерли рано, и с юности он оказался в Церкви. Человек Церкви. В 47 лет кардинал уже. Он был преемником Вышинского в Польше.
При Павле VI в Польше два кардинала. Вышинский борется с коммунистическими властями, чтобы они не проглотили Церковь, отбивает у них какие-то свободы. А Войтыла – философ, теоретик, думает об устройстве человеческой природы. Когда его взяли в Ватикан – еще на II Ватиканском Соборе его приметил Павел VI за ясность позиции, хорошее знание латыни, что, по-видимому, для европейского епископата уже тогда было проблемой. Так вот, когда его в 1978 г. взяли в Ватикан, польские власти вздохнули с облегчением: теперь пусть итальянцы с ним разбираются, нам будет легче.
И они ошиблись. Человек, который устроил в Польше настоящую политическую борьбу, – не престарелый Вышинский, а Войтыла, поддержавший Солидарность, которая там всё разворотила.
То есть фигура такая: человек Церкви. С молодости в качестве матери он выбрал себе Марию. Дальше, когда он работал как философ, когда возглавлял всю Церковь, то действовал как сирота, у которого мать – Мария, мать всех людей. Поэтому он не показал в этой Церкви нормальной пастырской работы. Как родители в семье воспитывают детей? Нудная, кропотливая, терпеливая деятельность с одними и теми же людьми. Иоанн Павел II был очень последователен в интеллектуальной работе как писатель, философ и очень нетерпелив в общении с людьми, и нам понятна причина.
Поэтому его пастырские акты, которые в журналах описаны, – это всё разовые акты. Да, он демонстрировал святость, чудеса исцеления, люди привлекаются. И одновременно возникает такая ситуация в Церкви, о которой я сказал: епископы договариваются с Папой, потом от Курии ничего не получают. Я грубо говорю, механизмы могут быть гораздо более изощренными…
Сейчас нужен Папа с пастырскими данными, который бы исправил эту ситуацию, когда люди получают разрешение на второй брак через 16 лет, а до этого времени их не допускали к причастию. Чиновники перекладывают бумажки, а жизнь идет. Может быть, этот Папа, эта Церковь страшно привлекательны для внешнего мира. Но для католиков, которые в этом варятся и у которых возникают реальные проблемы, ситуация вызывает омерзение.
Мы можем сказать: за время этого понтификата сильно увеличилось число католиков. Да, увеличилось, но за время этого понтификата и количество людей на земле увеличилось чуть ли не в два раза…
Посмотрим, кого Святой Дух нам подобрал в этот раз, спустя 7 лет. Первые знаки, кажется, неплохие.
Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2013