Проповедь 24 марта 2013 — Неделя 1-я Великого поста (византийский обряд)
Март 26, 2013Евр 11,24-26; 32-12,2; Ин 1, 43-51
Иоанн Креститель проповедует и крестит на Иордане. К нему стекаются самые разные люди. Среди них – группа молодых людей, объединенных мессианской идеологией. Это движение ожидает появления Мессии – мистического Царя иудеев. Того кого пошлет Бог, чтобы, наконец, восстановить «царство Израилю». Это мечта об обществе, из которого исключены любые несправедливости. Общество свободных и радостных людей, живущих на своей земле и питающихся ее плодами.
Это молодые мечтатели. Они видят продажность верхушки своего общества и иудейской церкви. Наслушались благочестивой демагогии и разуверились в ней. Иоанн Креститель привлекает тем, что он настоящий, некупленный. У него есть свое богословие, в Евангелиях мы видим только основы этого богословия небесной и земной борьбы.
Иудейские богословы рассказывают о Всевышнем, о том, как Он пребывает на небе в окружении ангельских сил. Как Его колесница, меркава, спускается на землю и возносится обратно, унося мистика и чудотворца Илию. Одни ангелы поддерживают порядок материальной вселенной, другие влияют на судьбу человеческих существ, стараются изглаживать оскорбление, которое люди постоянно наносят Творцу вселенной.
Богословы, раввины, размышляют об этих ангелах, приходящих на землю, меркавах. Есть еще одни очень важный образ в равинистическом богословии – это лестница Иакова. Один из иудейских праотцев, Иаков, получает видение непрерывного взаимодействия видимого мира и невидимого, божественного. Он видит лестницу, касающуюся неба, по которой как по эскалатору в метро поднимаются и спускаются ангелы Божии. Он решает, что находится в особом месте на земле «вратах небесных» и называет это место Вефиль, «дом Божий».
Это очень важное видение. Смысл его в том, что видимый мир не предоставлен сам себе. Божественные силы все время совершают свою работу в мире. Одни ангельские дела совершаются помимо людей, другие требуют людского согласия. В этом проявляется достоинство человека в космическом творении. Он свободен послушать ангела, посланца Бога, но свободен послушать и поддаться на провокацию ангела-обманщика, дьявола.
Недаром иудейский Закон, Десять заповедей, начинаются словами «Слушай, Израиль». Это призыв слушать только голос Бога. В проповеди Иисуса мы все время находим выражение «имеющий уши да слышит».
И вот, Иисус говорит молодым мечтателям: «Аминь, аминь. Говорю вам – отныне будете видеть небо раскрытым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». Это значит, что «врата небесные» теперь находятся повсюду, везде, где появляется Иисус. Он сам – эти врата. Так Иисус понимает себя и с Его пониманием согласен Евангелист Иоанн.
У многих верующих людей есть опыт правильной, добродетельной жизни. Такая жизнь, или жизнь по заповедям, приносит подлинное, прочное удовлетворение. Человек ведь учится, прежде всего, на собственных ошибках. Попробовал нарушить заповедь, прошло какое-то время, и обнаружил, что плохо стало жить. Внутри стало плохо.
Существует также как бы пограничный опыт, опыт того, как небесные силы помогают в критических ситуациях, как они ведут человека через жизнь. Это важный опыт, но критические ситуации, к счастью, ведь не всегда присутствуют. Такой опыт может доходить до совершенно необычных, чудесных событий. Многие крещеные просто не знают этого в своей жизни, поэтому с энтузиазмом относятся к рассказам о чудесах, чудотворных реликвиях и местах. Чудесные случаи идут нарасхват независимо от того, насколько они достоверны.
Раньше гораздо больше людей умирали дома, в семье. Опыт созерцания мирного ухода человека, его предсмертных видений давал немало в копилку веры в посмертное существование. Встречи с умершими в снах тоже согласуются с внутренней уверенностью, что после смерти люди где-то дальше живут. Кажется, что это логично и по-другому быть не может, что это согласуется с разумностью устроения природы.
Да, основа жизнеутверждения находится глубоко в природе человека. Подрастая, люди приобретают скепсис и научаются думать о смерти как о конце.
Однако отсюда нет еще прямого пути к представлению о евангельском Воскресении. Трудность состоит в том, что Воскресение невидимо. Большая часть людей в Церкви просто не имеет никакого собственного опыта, который можно было бы истолковать как опыт воскресения. Кроме того многие поколения христиан жили, используя только чужой опыт, повторяли Откровение и догматы как попугаи. И портили его.
Нынешние поколения не лучше и не хуже прошлых. Перед нами стоят те же самые мучительные вопросы. У нас есть преимущество. В средние века в Европе за пропуск мессы по неуважительной причине можно было попасть в тюрьму. Мы гораздо свободнее. У нас есть возможность подвергаться давлению только духовного авторитета католической Церкви.
Но и соблазнов больше. Можно пытаться игнорировать небесный мир. Это сильный соблазн. Но еще более сильный соблазн – быть просто «хорошим человеком». И стараться самому проникнуть в тайны вселенной, в невидимые планы ее бытия. Самому залезть на «лестницу Иакова».
С самого начала чтения Великого Поста предостерегают от этого пути. Пост ведь в основе своей – время опоры не на свою гордость, но на силу и заботу Троичного Бога.
Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2013