Проповедь 2 мая 2013 — Великий Четверг (византийский обряд)
Май 6, 2013Печальный день, печальная неделя. Все эти события идут параллельно нашей повседневной жизни, как фон. И удержаться в них невозможно, все время мы в Страстную неделю выпадаем в повседневные радости, в телевизор, необходимость отдохнуть, отвлечься, развлечься. И тем не менее Страстная неделя не просто фон, а, скорее, нить, которая пронизывает жизнь. Потому что эти события – это на самом деле лейтмотив жизни каждого из нас и жизни вообще.
Мытье ног происходит один раз в году. В византийском обряде это, как правило, делает епископ, делает это от лица Христа, а Христос это делал от лица Бога. И не так важно, насколько замечательна личность священника — сильная она или слабая, — важно, что в этом действии Бог показывает, как Он относится к своему творению. Диалог с Петром, когда Петр говорил «Тебе ли умывать мои ноги», а потом «не только ноги, но и руки и голову», — это диалог не простой, потому что в этом весь Петр. Был обычай ритуального омовения, когда раввин омывал руки и голову ученикам, и Петр хотел от этого ужаса, от скандала перевести происходящее в привычное русло «раввин с учениками». Но Иисус опять не пошел на поводу, а пошел опять на скандал. Повел себя не как учитель, а как слуга, как раб. И, собственно, с этого момента это тоже такое пророчество. Все дальнейшее, что будет происходить с Иисусом — Гефсимания, суд, допросы, бичевание, пытки, Распятие, Сошествие во ад, Воскресение, Послание Духа, — все это по сути есть мытье ног ученикам. И, конечно, очень трудно поверить и ощутить, что Бог именно так относится к нам. Но сердцевина веры — она в этом. Приходится признать, что Его отношение выходит далеко за горизонты доступного в земной жизни. Тут трудно не уйти в мечтательность, в мечты о том, как там будет хорошо после того, как тут все плохо. Но возвращение к реальности – оно в видении того, как происходит это служение Бога. Это «хорошо» уже сейчас есть в том, как Он помогает нам выстоять как людям, выстоять в любви. Может быть, не выстоять в здоровье, в разуме, в эмоциональном состоянии, но выстоять в любви, которая глубже, чем эти вещи. Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2013