Женский диаконат в Католической Церкви?
Май 7, 2013Из газеты Gość Niedzielny, от 29 апреля 2013. KAI
Вопрос о женском диаконате в католической Церкви уже не является табу – отметил архиепископ Роберт Цоллич. Глава немецкого епископата завершил сегодня во Фрайбурге четырехдневную епархиальную встречу, где обсуждались предполагаемые церковные реформы. Помимо прочего, речь шла о возможности Причастия для разведенных, состоящих в новом гражданском браке.
От слов архиепископа Цоллича дистанцировался новый епископ Регенсбурга Рудольф Фодерхольцер. Он подчеркнул, что сакраментальный диаконат, — так же, как пресвитерство и епископство, — по библейской традиции «зарезервирован для мужчин».
О возможности рукоположения женщин в диаконисы ранее говорил, помимо прочих, миланский кардинал Карло Мария Мартини – вскоре после того, как в 1994 г. бл. Иоанн Павел II в апостольском послании «Ordinatio sacerdotalis» исключил для женщин возможность священства.
В феврале нынешнего года о том же упоминал кардинал Вальтер Каспер. Он размышлял, видит ли католическая Церковь возможность сакраментального женского служения, которое «преследовало бы собственные цели». Кардинал предлагал обратиться к традиции института диаконис, существовавшего у истоков Церкви, и до сих пор существующего в некоторых православных Церквах восточной традиции. Согласно современным исследованиям, это служение принципиально отличалось от мужского диаконата. По догматическим причинам невозможно, чтобы женщины участвовали в священническом служении так же, как это предполагает соответствующий диаконат, предназначенный только для мужчин – указал бывший председатель Папского Совета по содействию христианскому единству.
Женский диаконат существовал в ранней Церкви – на Западе до VI в., а на Востоке до XI в. Однако он отличался от мужского диаконата, который воспринимался как первая ступень священства. О женском диаконате упоминал св. Павел (Рим, 16, 1-2), — то есть, диаконисы появились уже в первом поколении христиан.
О. Марек Блаза SJ пишет: «в “Didascalia Apostolorum” (1-я половина III в.) речь идет о функции диаконис: они не могут ни благословлять, ни исполнять функции пресвитеров и диаконов. Однако они помогают пресвитеру при крещении женщин (VIII, 28). В другом месте (III, 15) мы читаем, что иногда в те дома, где проживают исключительно женщины, не подобает посылать диакона, ибо это может ввести в соблазн язычников. Потому необходимо послать диаконису. Когда крестят женщину, лоб помазывает диакон, а другие части тела – диакониса. Она стоит у дверей храма, через которые входят женщины, так же, как диакон стоит у дверей, через которые входят мужчины (II, 57). Без диаконисы ни одна женщина не могла прийти к епископу или диакону (II, 26). Кроме того, диаконисы занимались больными, помогали учить катехуменов, навещали узников».
«Посвящение в диаконисы происходило через возложение рук епископом (VII, 19,20). При этом епископ произносил особую молитву, а затем надевал женщине на шею орарь, то есть, диаконскую столу. Новопосвященная диакониса повязывала столу крестообразно – так, как и теперь на Востоке делают иподиаконы. Во время Причастия епископ вручал диаконисе чашу, и она причащалась Крови Христовой, после чего сама ставила чашу на алтарь. Из постановлений I Никейского собора (325; кан. 19) и Халкидонского (451; кан. 15) следует, что диаконисам не уделяется таинство священства, но только хиротесия, — то есть, посвящение в чин низшего клира. Однако, исходя из подобия обрядов рукоположения диаконов и диаконис, можно сделать вывод, что и посвящение диаконис является хиротонией, то есть высшим посвящением и имеет характер таинства» — объясняет о. Блаза.
Он добавляет, что «диаконисы делились на две группы: девицы и вдовы. Чтобы стать диаконисой, девице должно было исполниться 40 лет, а вдове 60 лет. Диаконисой не могла стать замужняя женщина, а диакониса после посвящения не могла выйти замуж под угрозой отлучения от Причастия – как ее самой, так и мужа. Исключение составляла жена епископа, которая после того, как ее супруг был избран на эту почетную должность, поступала в монастырь. На Трулльском соборе (691-692) говорилось о такой женщине: «Если она достойна, то пусть будет возвышена до чина диаконисы» (кан. 48)».
Институт женского диаконата существует с некоторого времени в итальянской епархии Падуя. Так называемые епархиальные апостольские сотрудницы – как и посвященные лица – приносят обеты послушания, бедности и целомудрия, однако не носят монашеских одеяний. Их обязанности: провозглашение Слова Божьего, воспитание в вере, дела милосердия в служении бедным, уделение св. Причастия, участие в литургии, управление церковными учреждениями, например, школами. Это форма «женского диаконата, вдохновленного Евангелием». Однако – как замечает итальянский ватиканист Андреа Торнелли – не эта форма диаконата вдохновляет «немецких реформаторов», но мужской диаконат, связанный с таинством рукоположения.
В сентябре 2001 г. тогдашние префекты трех конгрегаций: Вероучения – кардинал Йозеф Ратцингер, Богослужения и Таинств – кардинал Артуро Медина Эстевес и Конгрегации по делам духовенства – кардинал Дарио Кастрильон Ойос зачитали документ, одобренный бл. Иоанном Павлом II. Они утверждали, что «недопустимы какие-либо инициативы, имеющие целью подготовку кандидаток к посвящению в диаконат». Авторы аргументировали это тем, что «церковные предписания не предусматривают возможности посвящения такого рода».
Перевод С. Зоновой