Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 11 августа 2013 — Неделя 7-я по Пятидесятнице

Сентябрь 3, 2013

Рим 15, 1-7; Мф 9, 27-35

Евангелие от Матфея по структуре так построено, как здесь написано: ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах, проповедуя Евангелие Царствия, исцеляя всякую болезнь и немощь в людях. Перед девятой главой, где описывается исцеление и изгнание бесов, которое совершал Иисус, находится Нагорная проповедь и главы, ассоциированные с Нагорной проповедью, то есть возвещение Евангелия Царствия и собственно новая нравственность Царства. Если говорить по сути дела, то у человека бывает много разнообразных искушений — что Бог к нему не справедлив, и что Бог, может, не троичен, а пятеричен или шестеричен, но не это главное. Главное — сомнение в том, что Бог добр. Всемогущ и добр. Понятно, что творение нуждается в Творце, и это очевидно, но насколько добр этот Творец? Мы для него игрушки, подопытные кролики? Это творение — какой-то эксперимент в лаборатории космических масштабов? Для чего мы, люди, нужны Богу, и нужны ли мы Ему в большей степени, чем другие части Творения? Это вопросы, в которых можно разбираться очень долго, и однозначного ответа никогда не будет. Мне сейчас кажется – главное, что Иисус показывает людям, это то, что Бог добр. Или иначе можно сказать: что через Иисуса Бог показывает, что Он добр. То, что в Евангелии записано об Иисусе, все это свидетельства доброты Бога. Доброты и могущества особого порядка – могущества, без которого не получается осуществление доброты. Этим несчастным слепым, немым Он помогает – у Него есть желание им помочь и сила это сделать.

Вчера мы проходили мимо Павелецкого вокзала, и там на одной из прилегающих улиц сидели два молодых мужчины, такие, как им представлялось, калеки, и они просили помощи. Один с озлоблением, другой, стараясь возбудить жалость. Я просто прошел мимо, потому что на самом деле я помочь им ничем не мог. Да, у одного что-то было с ногой, но на самом деле они калеки в другом – в том, что они считают, что все их оскорбили и все им обязаны. Если бы этого не было, я полагаю, они вполне могли бы подняться и социализироваться. Молодые мужчины, сильные, не спившиеся еще окончательно. Я не мог ничем помочь. Проповедовать им что-то смысла нет, взять и отвести за ручку, — не знаю, куда, такого места нет, куда их можно отвести, по крайней мере, я такого места не знаю. И вот Иисус проповедует и исцеляет, но все равно оказываются люди, которые этот факт доброты Бога не принимают, не желают принимать, предпочитают быть в позиции несправедливо обиженных. Это выгодная позиция, она дает моральное основание для того, чтобы с других требовать, а самому ничего не делать. У Иисуса, надо сказать, с такими тоже не получается. Вот эти нищие, немые и прочие не описаны подробно, не описаны их характеры, но неслучайно заповедь блаженства в Евангелии от Матфея начинается с того, что блаженны нищие духом, блаженны «анавим», то есть люди, принимающие свою ущербность и ущербную судьбу на земле, принимающие с доверием к Богу. Ко всем нам это тоже относится.

Сюда к нам не ходят люди, которые полагают, что они в принципе такие благополучные, на многое способные, и у них хватает интеллекта — прежде всего интеллекта — чтобы занять достойное место среди успешных людей в обществе. Такие к нам не ходят, потому что мы их абсолютно не устраиваем как компания. Они жалуются на то, что разговоры у нас недостаточно интеллектуальные, но дело не в этом. Дело в нежелании — не просто в неспособности, а в нежелании — соединить недовольство своей судьбой с доверием к любви Божьей. Это в центре находится, и тут помочь никто не может, кроме самого человека.

© Священник Сергей Николенко 2013

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website