Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 3 октября 2013 — Четверг 26 рядовой недели (латинский обряд)

Октябрь 11, 2013

Неем 8, 1-4a. 5-6. 7b-12; Лк 10, 13-16

Иисус тут ругается-ругается, а Израиль, вроде бы, во времена Иисуса в очередной раз достиг неплохого положения, потому что оккупация была весьма условной, Палестина была достаточно экономически самостоятельной, только давала деньги метрополии и все, а так жили, как хотели. И цари были иудейские, все правильно. Насчет царей иудейских и начальников: мы видим, что главные события в иудейской истории, такие как Исход, возвращение из плена, — это все начальники делают, это не народное движение как таковое. Моисей был далеко не последним человеком в Египте, был военачальником крупным, практически сводным братом фараона. И он организовал народ, повел его, заповеди дал — Бог дал через него. И такая же вещь при возвращении из плена – это вообще была инициатива сверху, потому что у персидского царя, у которого иудейская знать пользовалась особым благоволением, тот же Неемия был виночерпием, это очень крупная придворная фигура. Персидский царь инициировал переселение народа назад в Палестину, на эти полудикие земли. И мы видим, с каким энтузиазмом это все происходит, и священство, и народ так растрогался, все обещают всё делать.

И, в общем-то, во времена Иисуса не было как-то заметно хуже. Если говорить о великих пророках Израиля, то часть из них были простые люди, но великие пророки были тоже из священства, из значимых кругов. Демократия демократией, но реально Бог действует через власть имущих, через людей, у которых есть и навык управления, и привычный авторитет людей, которые встроены в эту структуру управления массой. И на их фоне Иисус, конечно, выглядит — не то чтобы белой вороной, но преобразования, которые Ему удалось совершить, они такие же, как у пророков из простых людей. У них были какие-то последователи, — тысячи, может быть, последователей были в какое-то время. Но потом эти пророки с чем пришли в мир, с тем и ушли, не имея никакой формальной власти.

Мы говорим о том, что Иисус в духовной сфере совершил переворот, то есть открыл новый путь, — хорошо. Но этот путь в значительной мере, можно сказать, асоциальный путь, потому что так дела не делаются. Власть на земле может существовать, только если она имеет право на физическое насилие, и осуществляет его, имеет моральную власть на некоторый обман, на тактические хитрости, на политическое лавирование. Иначе власть ничего не добьется. Мы смотрим на того же Моисея, на Давида, — людей смиренных, людей Божьих, — но все равно они используют эти все прерогативы власти, о которых я сказал, и которых совершенно лишен Иисус. Лишен, и соответственно, не достигает внешнего, организационного результата. Вот эта нестыковка есть все время. Когда Иисус говорит: «Мое Царство не от мира сего», получается, что израильское царство, которое замыслено как Царство Божие, но Царство Божие в мире сем, — оно другое. Церковь довольно давно уже перестала быть административной и политической силой в мире, она перестраивается на то, чтобы быть только духовной и нравственной силой. Церковь сознательно идет на то, чтобы быть смешной в этом мире, неэффективной, — организацией неудачников, потому что удачи, которых Церкви удается добиться в общественной сфере, мир каждый раз обращает против Церкви. Эту парадоксальность Церкви очень трудно принять и очень трудно в этом жить. Принятие этих вещей и называется святостью. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2013

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website