Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 20 октября 2013 — Неделя 17-я по Пятидесятнице

Октябрь 29, 2013

2 Кор 6,16-7,1; Лк 7,11-16

Видите, как у Луки в этой сцене люди говорят: «Бог посетил народ Свой». По мысли евангелиста, по-видимому, здесь народ выражает исполнение ожидания, — ожидания, которому уже достаточно много веков. Ожидание того, чтобы как в Пятикнижии, во времена Моисея, Бог пребывал в скинии. Над ковчегом, с народом своим. Чтобы храм был не просто таким ритуальным помещением, а чтобы там действительно был Бог, который среди народа. Посетил народ. Вещи, которые мы читаем в Евангелиях о храме и о богослужении в храме, довольно противоречивые. С одной стороны мы читаем, как первосвященник высказывает пророчество об Иисусе, высказывает не просто так, а потому что назначили первосвященником, выбрали. Или как у синоптиков после смерти Иисуса указывается, что завеса в храме разорвалась надвое. Но одновременно Иисус сам говорит, — особенно в Евангелии от Иоанна мы это читаем – что Бог не в храме, что поклонение Богу не на том месте, и не на этом, а поклонение в духе и истине. Начиная с последних пророческих текстов перед приходом Иисуса в мир, мы все больше слушаем о таком двояком представлении, что Бог будет в сердце у каждого человека, и что в последние дни храмом Божьим станет весь Израиль, а то и вообще весь мир. Вот ожидание такого тотального присутствия Бога.

А вот в посланиях Нового Завета, особенно в посланиях апостола Павла, все время Павел говорит (как мы читали сейчас): «вы храм Бога живого». В вас Бог. Как сказал Бог «вселюсь, и буду ходить в них, и буду им Богом и они будут моим народом». То есть новый народ, которым себя считает христианская Церковь, является народом Божьим, потому что Бог присутствует в каждом из членов. Объединение не внешнее, не просто дисциплинарное, а внутреннее. Вот это вещь, к пониманию и ощущению которой очень долго приходит каждый христианин. Как это Бог в нас? Как Он проявляется в нас? Приходится допустить, что мы сами представляем собой тайну, — тайну, усилиями человеческого рассудка непознаваемую. То, что в нас находится Бог. И мы регистрируем только какие-то действия Бога, которые совершаются изнутри нас. Регистрируем мы их прежде всего по действиям совести, по нравственному чувству. Ну и по способности к жертвенной любви, которую мы имеем. Жертвенность есть у многих биологических существ, она вписана генетически, даже у простейших. Рой насекомых выживает за счет того, что какая-то часть особей приносит себя в жертву или погибает, чтобы остальные жили. Это есть на разных уровнях биологической эволюции. У человека тоже есть такое чувство, — то, что называют инстинктом материнства, или родительским инстинктом. И это, несомненно, есть проекция той любви, которая лежит в основе мира, — как Бог задумал мир, как Он его создал. Материя без любви не существует.

Но когда я говорю о той Божьей любви, которую мы в себе отмечаем, — эти любовь и самопожертвование оказываются такими как бы сверхинстинктивными или даже сверхразумными. Бог дает нам жить по Его воле. Это такая таинственная вещь, потому что Бог нас не насилует, не заставляет. Если вы обратитесь к собственной истории, то самые важные жизненные решения, которые приходилось принимать, в некотором отношении возникали не как свои. А как то, что пришло ко мне, и с чем я согласился. Я сейчас говорю о действительно важных решениях, связанных с изменением нашей позиции в мире, с изменением нашего отношения к жизни. Вот через такие вещи, через такой опыт мы слышим в себе голос Бога и узнаем в себе Его присутствие. А примеры каждый подставляет сам. Примеры того, о чем я сказал сейчас. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2013

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website