Проповедь 2 февраля 2014 — Неделя 32-я по Пятидесятнице
Февраль 6, 2014В затылок нам дышит угроза гражданского противостояния или попросту гражданской войны в Украине. В той или иной форме кризис был неизбежен. Он заслужен. Различие «востока» и «запада» Украины долго замалчивалось. Сначала в послевоенном СССР провозглашалась единая общность братских народов под эгидой России. Потом в 90х опьянение автономией и возможностью строить свое собственное государство не давало в полной мере проявиться этим различиям.
Есть такой наивный взгляд, что имеются и всегда были «нормальные» украинцы. Которые всегда боролись за независимость украинского народа и от русских коммунистов и от немецких фашистов и от польских националистов и от еврейских банкиров. Что этих правильных украинцев старается перессорить некая «банда», к которой и относится нынешний президент.
При этом молчаливо предполагается, что эта банда взялась откуда-то из совсем другого мира – то ли из Москвы, то ли с Марса. Люди не желают понимать, что эта «бандитская власть» — это они сами, такие же как они, учившиеся с ними в одних школах, певшие одни песни…
Если те, кто оказались во власти, в какой-то момент пошли на сделку с совестью и действительно виновны в циничной манипуляции обществом, то те, кто их винит, тоже в свое время пошли на сделку с совестью. Они жили, как будто ничего не происходит, как будто происходящие в обществе несправедливости и вранье их не касается – «ели, пили, женились, выходили замуж». Понятно откуда цитата, да? Только ее продолжение – «до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех» (Лк 17, 27).
Молодежь, которая ввязывается в противостояние, склонна обращать внимание только на внешнюю, технологическую сторону борьбы. Она проявляет чудеса изобретательности и творчества, но не имеет мудрости, чтобы погружаться в глубину принципов, которые отстаивает, проверять их честность. Ответственность за это лежит на людях зрелого возраста. Это очень серьезная ответственность.
Внешнюю борьбу обязательно должна сопровождать внутренняя. Дальше приведу цитату из речи основателя конгрегации Малых братьев Иисуса, о. Рене Вуайома.
«Состояние внутренней борьбы — дело нормальное. Ненормально отсутствие борьбы — оно часто значит, что мы отказались от усилия в преодолении себя и возрастания в любви. Состояния отдыха и покоя преходящи. Мир, о котором говорит Иисус, — не отсутствие борьбы, это ощущение упорядоченности, связанной с мучительными и тягостными усилиями, направленными на обновление. Иисус не боится говорить о насилии, войне, противоречиях. Важно хорошо это понять и согласиться, что борьба — нормальное состояние вплоть до смерти. Борьба для нас — нормальное состояние еще и потому, что наше призвание не дает нам убежища, которое есть у монахов, живущих в традиционных монастырях».
И дальше он говорит о важнейшем аспекте внутренней жизни, который так легко теряется среди страстей внешней активности:
«Сейчас уместно было бы поговорить об аскезе в отношении молитвенной жизни. Тут одним из самых важных факторов представляется молчание. Внутреннее молчание совершенно необходимо, внешнее молчание необходимо в той мере, в какой оно создает молчание внутреннее. Прежде всего, надо осознавать важность внутреннего молчания и то, что его можно сохранять среди шума и разговоров. Это — внутреннее состояние, когда стихают страсти, и мы свободны ото всех неупорядоченных привязанностей, мешающих нам с верой обратиться к Богу. Это молчание нам всегда необходимо. Надо постараться поддерживать его в себе постоянно и повсюду — на работе, на улице, во всех контактах.
Человек, обретший внутреннее молчание, сможет оценить качество молчания внешнего, то есть воздержания от слов, чтобы уединиться. Это может быть лучшей или худшей из вещей. Такое молчание скверно, если оно — плод замкнутости, если оно удовлетворяет эгоистическое желание отдохнуть, если оно маскирует отсутствие усилий, чтобы преодолеть свой индивидуализм, если за ним стоит неискренность, если на наших устах замирает просьба о прощении, если наш брат остается в беде без помощи. Хорошее молчание содействует интеллектуальному труду и рефлексии, дает возможность восстановить в душе, отягощенной тысячами забот, настоящую внутреннюю тишину. Прекрасно молчание, когда к нему стремятся, чтобы молиться Богу. Правила не могут предусмотреть, в каких случаях надо замолчать или говорить, завязать контакты или уклониться от них, в конце концов, только мы можем судить о наших подлинных намерениях. Важно стараться, чувствовать в себе желание молчать и не сдаваться перед трудностями. Решение можно найти не во внешних нормах, а скорее в требовании любви и молитвенного духа…»
Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2014