Проповедь 13 февраля 2014 — Четверг 5-й рядовой недели
Февраль 14, 20143 Цар (1 Reg) 11, 4-13; Мк 7, 24-30
Про Соломона. Как мы слышали в последние дни, священнописатель превозносил его мудрость, благочестие и так далее. А к старости, видно, ослабевает и разум, и другие вещи. Сексуальное искушение – такой утешительный аспект сексуального желания — берет верх над человеком, у которого нет никаких внешних ограничений, только внутренние. Ему никто ничего запретить не может, только он сам себе может запретить. И человек оказывается перед этим искушением бессильным, а когда он оказывается бессильным перед сексуальным искушением, то все остальные принципы тоже разрушаются — и религиозные, и другие. Церковь постоянно упрекают в том, что она чрезмерное внимание уделяет сексуальной сфере, но это не только от того, что священники живут в целибате и завидуют, — а от этой бесконечной убедительности опыта, который показывает, что если в этой сфере снимаются принципиальные запреты, то они падают везде, не получается отделить эту сферу от всей остальной жизни. И, конечно, для ветхозаветного автора и для Бога, который говорит через его слова, это начало краха. Мы видим, как царство достигло верхней точки и начинает свой путь вниз, к долгому и очень мучительному падению.
А взаимодействие между двумя чтениями, ветхозаветным и евангельским, построено на противопоставлении языческих женщин. В первом Чтении они — источник соблазна и греха для израильского народа, а во втором показана эта сирофиникиянка, которая с такой собачьей преданностью следует за Иисусом, чем раздражает евреев, которые находятся рядом и смотрят на Иисуса с гордостью, предубеждением и так далее. Здесь языческая женщина появляется как вестник искренности, вестник смирения, прежде всего. Экзегеты на разном уровне пытаются разобраться в этой ситуации, что там происходило между ней и Иисусом. Мы видим только слова — улыбался ли Иисус, когда говорил про этих собак, что было на Его лице написано? Но надо думать, что была написана любовь, — как мы себе Его представляем, вряд ли было по-другому. В глазах и тоне Его голоса было слышно, что это не упрек и не оскорбления, а призыв к чему-то большему, и это было сказано всем вокруг, чтобы и все другие слышали тоже.
Смирение, о котором идет речь, — это смирение буквально как смирение пса, который ест под столом крошки. Оно имеет большое значение для переживания сексуальной сферы, у кого как она действует. У некоторых людей она распущена, — другое дело, что распущенность необязательно означает активную сексуальную жизнь, потому что в силу разных особенностей воспитания, внешних факторов и так далее, реализовать ничего не получается, если она даже внутренне распущена. А у кого-то она, наоборот, задавлена, травмирована и выходит только как эмоциональные выплески — в виде материальной жадности или эмоциональной неуправляемости – и внешне не выглядит как проявление сексуальности, хотя этим и является. И люди говорят: «что мне делать, как взять себя в руки, как взнуздать эту свою часть, которая мне не подчиняется?», — а ответ такой, что работает исключительно смирение перед этой сферой. Готовность как собачка ползать и собирать каждую крошку благодати, видеть, где что у меня получается, и с благодарностью видеть то, что получается делать, и использовать это максимальным образом. Когда речь идет о других зависимостях, связанных с этими вещами, не надо надеяться, что настанет день, когда все проблемы будут решены, и я смогу быть свободным и здоровым человеком в этой сфере тоже. С благодарностью принимать те немногие возможности для здоровья, которые проникают через наши защиты, через наше невежество, глупость и эгоизм. Аминь.
© Священник Кирилл Горбунов 2014