Проповедь 13 марта 2014 — Четверг 1 недели Великого Поста
Апрель 20, 2014Есф 14, 1. 3-5. 12-14 (по Вульгате); Мф 7, 7-12
Книга Эсфири про Восток. В огромной персидской империи был период расцвета, потом она постепенно скукожилась до размеров нынешнего Ирана. Во главе царь. У царя абсолютная власть. Он не связан никакими конституциями и указами, кроме собственных. Даже собственное слово для него не важно, он имеет власть его нарушить в любой момент — сказать новое слово. Конечно, Книга Эсфири — это не Евангелие, но она отражает иудейское сознание к началу нашей эры.
Какое отношение к власти у действующих лиц – Амана, Мардохея, Эсфири? Отношение как к данности. Не как к вещи, с которой нужно бороться, или, наоборот, приветствовать эту власть, способствовать ее укреплению. Просто как данность. Все участники событий придворные. Они понимают, что надо как-то хитрить, беспрекословно соблюдать этикет, потому что малейшее движение в сторону — и все, ты мертв. Но у иудеев, у Эсфири протест против этой власти заключается только в том, что это необрезанный язычник, у него другие боги – идолы. А если бы этот царь был иудеем, то при прочих равных условиях это все воспринималось бы нормально. Никакой там идеи демократии, выборности, коллегиальности, субсидиарности. Книга показывает, что у Ягве — у Бога иудеев — оказывается вполне достаточно мощи, чтобы действовать через этого царя – язычника, самодура и прочее.
Сюжет книги: иудеи покаялись. Покаялись в чем? В конформизме. В том, что в этой империи они стараются жить как все. Поклоняться тем же богам, иметь те же ценности. Покаялись, и тогда Провидение Божие заработало, избавив их от гибели. Это все происходит очень драматично, на этот процесс в Книге Эсфири отведены две-три главы. Но при наличии покаяния Провидение Божие действует неумолимо. Неважно, каких жертв оно требует, важно, что совершается.
Мы живем в политическом мире. Представления Второго Ватиканского собора о том, что есть перспектива создания международных органов управления контроля, то есть, международной силы, соблюдающей справедливость в мире, конечно, чрезмерно оптимистичны. Потому что эти органы есть, и работают они еле-еле. По-прежнему в мире самым значимым оказывается сила – политическая сила, в которой концентрируется не только военная, экономическая сила. Такие вот орудия мира, который лежит во зле. Реальность политической жизни оказывается устроена так, что на публику политики всегда лгут. Господствует принцип, который Бисмарк, по-моему, назвал «реальной политикой» — каждая политическая сила борется за свои жизненные интересы, по крайней мере, за интересы, которые представляются ей жизненными.
Сейчас мы видим, что борьба за Крым в большой мере имеет символическое значение. Крым как символ российского государства, символ нации, которая осуществляет сокрушительные победы. Освобождая мир от агрессивного ислама, который тогда был в лице Османской империи, успешно противодействуя странам третьего мира – Франции, Англии, которые тогда участвовали в Крымской войне. Значит, это символ силы нации. Символ, который призван придать нации достоинство. Достоинство, которое сильно пошатнулось, как представляется в последнее время. Символы, конечно, важны, но символ должен быть истинным. Есть вещи, которые выше ценности патриотизма. Попросту говоря, вся земля — Божья. И это самое главное.
Можно сказать, что ценность патриотизма — инструментальная: иногда Бог использует ее для своих дел, а иногда использует ее дьявол. Стадное чувство – это, конечно, не совсем то же, что и патриотизм, это из биологического мира. Но стадное чувство спасает популяцию в периоды стихийных бедствий, когда нужно потерять сознание себя и полностью проникнуться ощущением стада, популяции. Тогда эта масса обретает огромную способность и порыв к выживанию во время стихийных бедствий или каких-то других катастроф. В Царстве Небесном есть нечто от этого стадного чувства, но при условии, что человек не теряет себя. Человек не теряет внутренней свободы, и, соответственно, свободы внешнего выбора. Понятно, что пока мы находимся в этом греховном мире, патриотизм до этого не дотягивает. Он все время базируется как бы на биологической части.
Если говорить об Украине, то, поскольку эта страна весьма религиозная, там христианство очень эксплуатируется и с одной, и с другой стороны. Это приводит к девальвации христианства. Какие-то хорошие вещи, конечно, за счет этого осуществляются, за счет призывов к миру, любви, справедливости. Но на фоне политических страстей это превращается просто в слова, которые очень девальвируются. По России это видно в меньшей мере, потому что Россия не такая религиозная страна, но механизмы, конечно, такие же. И наша обязанность, наш долг перед Богом – по сути, такой же, как у Эсфири. Покаяние в надежде, что оно поможет Провидению Божьему заработать в этом мире. Быть трезвыми. Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2014