Проповедь 16 марта 2014 — 2 воскресенье Великого Поста
Апрель 20, 2014Быт 4, 1-15; Евр 1,10-2,3; Мк 2,1-12
Очень богатая сегодня литургия Слова. Начну с книги Бытия. Это ключевой отрывок после грехопадения — первые дети первых людей совершают убийство. В этом отрывке, конечно, схематизирована основная боль, которая есть в Пятикнижии и потом в исторических книгах. Боль такая — пока народу плохо, пока народ странствует по пустыне, ведет жизнь кочевников и находится в полной зависимости от Бога, этот народ как-то более или менее может сохранять жизненное доверие к Богу. Как только ситуация становится более благополучной, народ получает от Бога землю и осваивается на этой земле, сразу же с этим ощущением стабильности возникает поклонение богам земли, богам плодородия – астартам. Человеку не удается ничего с этим сделать. Оседлая жизнь земледельца представляется и желанной для народа Божьего, и одновременно самой опасной.
В чем суть отношений человека с землей? Он пытается земле сообщить жизненную силу, чтобы она производила, рожала. Земледельческие культы — это сообщение жизненной силы, которую символизирует и которой, наверное, в большой мере и является кровь человека, кровь животных. Сообщение жизненной силы земле — пролитие крови на землю. Может быть, обоснованно самым сильнодействующим средством в культах плодородия считалось окропление земли кровью человека. Жертвенной кровью. Это не придуманный ритуал, а архетип, который сидит глубоко в природе человека – человека, который испортился. Несоединимый разрыв в мышлении: человек полагает, что благословение Бога дает плодородие, и человек полагает, что благословение Бога можно получить вот таким способом. Убивая другого человека, любимое произведение Бога, и окропляя, пропитывая землю его кровью. Когда мы думаем об архетипическом образе врага, который есть у человека, — это такая же противоречивая вещь: что мучая врага, убивая врага, проливая его кровь на землю, можно заложить фундамент дальнейшей хорошей жизни, дальнейшего процветания и существования, угодного Богу. Это проявляется, к сожалению, в мелочах — вплоть до бытовых мелочей. В том, как мы канализируем нашу агрессию, нашу ненависть на людей.
Сам этот отрывок из книги Бытия, я бы сказал, совершенно теологический, ничего такого психологического и жизненного в нем нет. Когда Каин и Авель идут в поле, не говорится ничего о ссоре между ними, недоброжелательности. Единственно, мы видим, что Бог не принимает жертву земледельца Каина, и мы понимаем, почему – потому что нельзя служить и Ягве, и астартам. Акт убийства происходит как ритуальная жертва, и понятно, что это очень плохо. Та ситуация, в результате которой Адам и Ева были изгнаны из рая, развивается, ухудшается, у нее есть тенденция к ухудшению. И природа отдельного человека, и природа социума находятся под воздействием двух тенденций. Общение с Богом, которое не прерывается: Бог все время к себе зовет и напоминает о себе, прежде всего, проявлениями милосердия. Тем стремлением к милосердию и правде, которое есть в сердце. И одновременно действует тенденция к безумию самостоятельности. В богословии есть такой историософский ход, что обе тенденции развиваются в истории одновременно: человечество становится более изощренным одновременно и в добре, и во зле.
В послании к Евреям мы видим более развитый космос: там есть ангельские силы, служебные духи, невидимые силы, которые Бог создает для служения человеку. Священник несколько раз на протяжении литургии призывает эти ангельские силы — в частности, перед чтением Евангелия. Он зовет ангелов, которые пришли бы на помощь для понимания и усвоения того, что прозвучит. В сегодняшнем Евангелии звучит очень простая вещь: через имя Иисуса человечество получает инструмент для блокирования тенденции к прогрессу во зле. Это прощение грехов.
У нас на глазах происходят большие государственные конфликты те, и есть те, кто думает, что из этого можно извлечь пользу. Они думают, что этот конфликт будет управляем. Но это не так. Может быть, один-два шага и удается просчитать, но дальше нет. А дальше вступает в игру не какой-нибудь там президент, или Майдан, или американцы, или еще кто-то. Вступает в действие драма человечества, которая была намечена в книге Бытия, отрывки из которой мы прочли. И в этом отношении вовлекаться в мелкие события и жить прогнозами смысла нет. Потому что сбывается только один прогноз: ненависть к человеку порождает зло. Это не означает, что человеческая жизнь неприкосновенна, бывает, что приходится убивать людей. Это несчастная необходимость, но она бывает — точно так же, как и войны бывают неизбежны. Но есть убийство по необходимости, и есть убийство, построенное на стремлении использовать кровь этого человека во благо себе. Можно назвать это ненавистью. Под ненавистью мы обычно подразумеваем эмоционально окрашенную вещь. А теологически это то, о чем я сказал выше. Это всегда приведет к усилению зла. На каком бы уровне конфликтов это не происходило: на уровне межличностных отношений, государственных или международных. Вот об этом я призываю всех помнить прежде всего. И обращаться в наших мыслях и желаниях к единственному, кто может управлять событиями через силу добра — к Богу. Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2014