Проповедь 20 марта 2014 — Четверг 2 недели Великого Поста
Апрель 20, 2014Иер 17, 5-10; Лк 16, 19-31
Если обратиться к Евангелию, то в Палестине политическая ситуация была очень сложная, напряженная. Несколько сил: и Рим, и местная иудейская администрация, и священники с претензией на теократию, и что-то типа Майдана там тоже возникало. Но в Евангелиях Иисус нам ничего об этом не говорит. Ничего о разрешении вот этих политических проблем. Единственно, Он о персоналиях высказывается, Ирода называет лисицей. То есть, складывается впечатление, что для Иисуса эсхатологическое измерение оказывается несравненно более важным. Измерение конца мира, когда эта борьба теряет смысл, а смысл имеет только выбор, который каждый из участников событий делал перед лицом Бога.
Парадокс Царства Небесного в том, что святые могут оказаться по разные стороны политических баррикад, — точно так же, как по обе стороны баррикад с их искренностью, высокими идеалами и прочим, может не оказаться ни одного святого. Вот это, по-видимому, Иисус и имеет в виду, когда говорит «Царство Мое не от мира сего». Бог знает тайну истории, больше никто не знает. Но есть люди, которые претендуют на знание этой тайны, делают политические прогнозы, а главное, используют эти прогнозы для чего-то. Большинство людей делится этими угрожающими прогнозами, просто чтобы освободить себя от страха перед неизвестностью, от гнева, от ненависти, связанной с этим страхом. Они как бы переваливают это на другого, — бесы так и передаются. Бесы передаются через выплескивание чувств, облеченных в идеи. В разумные или квази-разумные формулировки.
Я на каждой проповеди повторяю, и буду еще повторять, что у истории есть один хозяин – это Господь. И какие бы драматические события ни происходили, относится к ним нужно по критерию, который сформулирован в Евангелии в устах Иисуса. Когда Он говорит об Иуде: «Сын Человеческий идет путем, который Ему предназначен. Но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается». Поэтому мой призыв – это призыв смотреть, прежде всего, на это измерение событий. Такие вот союзы или общность, основанная на борьбе против общего врага, дружба против кого-то — это воодушевляет, создает ложное чувство духовной и психологической близости. Но это все фуфло. Единство и духовная близость обретаются только на пути следования евангельским заповедям. Это и легко, и одновременно труднее всего. Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2014