Проповедь 9 марта — 1 воскресенье Великого Поста
Апрель 20, 2014Быт 2,20-3,20; Евр 11,24-26; 32-12,2; Ин 1, 43-51
По литургии Слова построена одновременно и историческая, и неисторическая панорама – я бы сказал, метаисторическая. Первый отрывок о грехопадении. Если его брать из Библии целиком, то он наполнен такими псевдополитическими событиями, когда первые люди проявляют неповиновение законной власти, потом следуют санкции, и оканчивается все депортацией из Эдема. Это не просто свойство мифа: это на самом деле показывает, как связаны земные события с теми событиями, которые как бы более настоящие, поскольку идут в плане вечности, в другом плане реальности. Вот эти два плана так устроены, что у человека по слабости есть очень сильное искушение эти планы перемешивать. Политическая жизнь, собственно, так и устроена, — в конфликтах, где первоначально бывает много сторон и мотивов, в конце концов возникает тенденция к образованию двух основных центров. Политики по слабости, по глупости, по греховности отождествляют бинарную политическую оппозицию с добром и злом. Мы добрые, а они злые. С нами Бог, с ними не Бог.
Эта тенденция очень хорошо известна, и первый текст из книги Бытия отчасти показывает, как это происходит. В чем смысл грехопадения для земной жизни человека? – в том, что человек становится безумен. Становится не просто безумным, изолированно, а вся его природа начинает как бы подстраиваться под это безумие, и природа мира тоже. Священнописатель очень тщательно прописывает тот момент, с которого все начинается. Начинается с такой совершенно алогичной провокации, информационного вброса — змей говорит: «правда, что Бог не разрешает вам есть никаких плодов в этом саду?» Небольшое передергивание, потому что Бог запретил есть только от одного дерева. Женщина начинает старательно отвечать змею, как все обстоит на самом деле, что Бог запретил это, а то разрешил. Но сила вот этой лжи действует помимо сознания человека. Ложь оказывается сильнее, чем человек, чем разум человека.
Любой богослов, конечно, очень много об этом размышляет — сколько богословов, столько есть версий. Но суть такая, что наша способность быть подобными Богу и определять, что на самом деле хорошо, что плохо, что нужно, что не нужно, — способность эта для нашей природы, для нашего слабого мозга, для психики непосильна. Попросту говоря, для того, чтобы свободу эту нести, нужна дополнительная помощь Бога.
А как это все происходит? Вот один знакомый, вовлекшись в украинский патриотизм, начал выкладывать в фейсбуке материалы просто недостойные. Ну вот Янукович, этот бедный парень, попадает в больницу с инфарктом, а он выкладывает какой-то издевательский клип на эту тему. Это недостойное издевательство над несчастным человеком. Я ему написал, что, судя по количеству и качеству материалов, которые ты вешаешь в фейсбуке, ты сейчас не готов подходить к причастию. Интересно, что он делает. Он тут же в фейсбуке пишет, что «больше я выкладывать материалов не буду, потому что мне это почти официально запретили под угрозой отлучения от причастия». Человек сошел с ума. Этот пример важен тем, что он обычен. Он касается каждого из нас. Благодать — это то, что освобождает от безумия, потому что безумие — это всегда нравственная вещь. Безумие порождается эмоциями, обидами, ощущением несправедливости. Созерцательная молитва, конечно, эти эмоции гасит. Приводит человека в состояние трезвости.
Последующие чтения нам показывают, как в истории распространяется эта борьба с безумием. Тут опять-таки как бы тонкая вещь, но на самом деле не тонкая: что борьбу за добро, за мир, за все хорошее безумный человек осуществлять не может. Но, как правило, именно эти люди и оказываются самыми активными, оказываются в первых рядах борцов и превращают всё в противоположность. Революция – это вот такая вещь. Ситуация человека в истории тяжелая, потому что конфликты необходимы, они возникают как неизбежность, необходимость устранения действительной или мнимой несправедливости. Но люди, которые ввязываются в этот конфликт, обычно думают, что они способны контролировать, управлять. Это в точности ситуация первых людей, которые подумали, что они могут быть как боги. Но реальность такова,
что когда они идут по этому пути, то в конце концов обнаруживают, что они наги.
Про христианскую жизнь мы говорим, что благодать дается даром. Но как бы и даром, и не даром. Вот эта история Ветхого Завета, краткое изложение которой в иудео-эллинистической традиции мы прочли, — это история того, как люди стремятся получить благодать. Стремятся к этому как к ценности, которая превосходит все ценности в жизни. Это люди, у которых, как и у нас, надеюсь, есть опыт того, что если призывать имя Бога, это работает. Если Бог — это действительная сила, помогающая делать добро, помогающая быть добрым.
А евангельское Чтение нас вводит уже в другой период истории, когда такие же люди получают новый инструмент, они получают новое имя, с которым можно обращаться, — имя Иисуса Христа. Это имя, которое дает нам возможность не столько противиться нашей природе, сколько соединяться с ней. Имя Иисуса помогает изменять нашу природу от этого искажения, которое накапливалось тысячелетиями, запускать этот процесс в обратную сторону. Поэтому в богословии это и называют временем спасения. Но не нужно быть легкомысленными энтузиастами, потому что человек так устроен, что завтрашний день для человека неизвестность. Мы пытаемся планировать, контролировать, но по большому счету неизвестность. Честными в этой жизни мы можем быть только, если видим, что все идет по воле Бога. Что история — это не хаотическое нагромождение событий по воле людей или против их воли, а что Христос — Господь истории, что Бог — Господь истории. Вот это то, что дает нам возможность смотреть в завтрашний день с доверием, и понимать, что каждый конфликт, каждое напряжение для человечества — это новый шанс к освобождению, которого до возникновения этого конфликта не было. Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2014