Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

6 апреля 2014 — Духовные упражнения

Апрель 21, 2014

Сегодня литургия Слова подобралась таким образом, что она захватывает как бы все ключевые аспекты спасения и истории спасения. Мы начинали пост с размышлений о творении, о том, каким был человек, или каким бы он мог быть изначально, как могла происходить его дисфункция или деформация при ослаблении доверия к Богу и, соответственно, к самому себе. Ключевым моментом там было первое убийство, совершенное в истории человечества. Потом мы читали о том, как начинался или мог начинаться путь возвращения назад из пропасти, когда ничего непонятно, и жизнь построена просто на инстинктах выживания. И личная жизнь, и социальная жизнь, как мы читаем в книге Бытия. И вот делается попытка возвращения от нее обратно к здравомыслию. К жизни, в которой есть настоящая опора. Опора на основания реальности. Это история потопа Ноя.

Потом был Авраам с идеей благословения – с идеей того, что Бог может показать свою благосклонность через благословение, и, соответственно, человек может Богу выразить то же самое благословение. История Авраама — это история индивидуальная или семейная, а сегодня у нас история призвания Моисея, это уже в полной мере социальная драма. Здесь присутствуют народы: египтяне и израильтяне, которые находятся у них в плену. Отношения между народами не то, чтобы совсем плохие, но это отношения более или менее комфортного рабства, когда евреи находятся в подчинении, работают, накормлены, достаточно неплохо живут. Правда, автор упоминает факты геноцида, приказ фараона убивать младенцев мужского пола из расового страха, но непонятно, насколько какие масштабы это все на самом деле имело. Есть тяга к выходу на свободу из плена, но свобода — это непонятно, что. Сцена, в которой, наконец, представление о свободе обретает очертания – это встреча Моисея с Богом, с Ягве. Здесь ключевая вещь — Моисей как кандидатура в лидеры спасения, в лидеры революции для Израиля. Он понимает, что бессмысленно действовать от собственного имени, нужно действовать от имени силы, которая посылает на это действие. Он спрашивает у Бога имя. К сожалению, мы вбили в перевод «Я есмь сущий», лучше было бы впечатать как надо: «Я есть тот, кто Я есть». Это имя, которое по смыслу ставит Бога не в положение какой-то вещи из этого мира, которая может быть объяснена через другие вещи, а Бог может быть объяснен только через Самого Себя – «тот, кто Я есть».

Из книги Исхода
Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, Господи! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал ему: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога. И сказал Господь Моисею: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей и ввести его в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Гергесеев, Евеев и Иевусеев. И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне. Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону царю Египетскому; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых. Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону царю Египетскому и вывести из Египта сынов Израилевых? И сказал Бог: Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ Мой из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе. И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есть тот, кто Я есть. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Тот, кто есть, Ягве, послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род. Исх 3, 1-15

Я прочту второе Чтение сам, потому что я выпущу лишнее. Послание к Евреям изобилует цитатами из иудейского Писания, которые, по-видимому, многое говорили иудеям, но нам эти кусочки почти ничего не говорят и просто замусоривают восприятие. Здесь говорится о механизме спасения, о том, что Бог может спасти человечество, используя как инструмент только человека — не какую-то там таинственную силу, не дух, не что-то еще, а только человека.

Апостол
Освящающие и освящаемые все от Единого. Дети Божьи причастны плоти и крови. Поэтому и Христос так же воспринял их, дабы смертью лишить силы дьявола, владеющего смертью, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были рабами. Ибо не ангелов принимает Бог, но принимает семя Авраамово. Поэтому Христос должен был во всем уподобиться братьям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником перед Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо как сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь. Евр 2, 11-18
В понедельник праздник Благовещения, поэтому мы в сегодняшней службе скомпоновали и Благовещение, и сегодняшнее воскресенье. Я думаю, что правильно сделали, потому что сегодняшнее воскресенье — это серьезное упоминание о страданиях и смерти Иисуса, о необходимости их. Но эта необходимость закладывается гораздо раньше, она закладывается в Благовещении — в том моменте, когда Ангел приходит к этой совсем молоденькой девушке, Марии, и говорит, собственно, «что и зачем» – главное, «зачем» – должно произойти.

Евангелие на Благовещение
В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что’ бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел. Лк 1, 25-38

Может быть, важнейшая сторона Бога или важнейшее лицо Бога — это материнство, не только отцовство, но и материнство. Это то, что засунуто в природу каждого рожденного человека. Культ Богородицы, который есть в Церкви, иногда представляется сентиментальным, иногда просто смешным. Но для верующего человека это погружение в себя, погружение в тот источник себя, которым является мать, и через это восхождение к материнской сущности Бога.

Евангелие на 5 Вс
Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет. Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. Мк 10, 32-45

Способность к состраданию у человека — это способность эмоционально реагировать на страдания другого человека или других людей. Соответственно, сострадание побуждает поступать таким образом, чтобы освобождать другого от страданий. Сострадание — это такая вещь, когда я как бы проникаю в состояние другого человека и начинаю испытывать то, что испытывает он применительно к страданию – не к радости, не к веселью, не к другим каким-то вещам, а к страданию. Это с одной стороны. С другой стороны, страдание — это не какая-то одномоментная вещь. Нам представляется, что есть периоды, когда мы болеем или испытываем неприятности, мучаемся, и что эти периоды перемежаются светлыми и радостными периодами, когда мы играем во дворе в домино с соседями или пиво пьем, или еще что-нибудь. Это все важно, но Библия и, соответственно, Церковь, говоря о страдании, имеют в виду другую вещь – вещь, которая проходит через всю жизнь некоторых людей и не прекращается от начала до конца, как бы весело и мило, как им кажется, они бы эту жизнь ни проводили. Это страдание отделенности от Бога — называют его по-разному, в Писании это называют рабством.

В истории из книги Бытия, которую мы читали, суть не в том, что Моисей разработал и руководил операцией по выводу евреев за пределы Египетского царства. Там с совершенной ясностью говорится о том, что это действие само по себе не было бы свободой, не было бы освобождением. Точно так же, как и пребывание в египетском плену само по себе не является рабством. Свобода — в другом. Способность человека к освобождению, точнее к получению освобождения, прежде всего внутреннего, зависит напрямую от того, как мы используем сострадание. Свое сострадание, сострадание других людей и, собственно, сострадание Бога. Личность Иисуса в Писании демонстрирует нам, как устроено сострадание Бога. Повторяю, что оно направлено на внутреннее освобождение. Потому что внутреннее освобождение идет за пределы этого мира, оно идет в вечность. Внешнее освобождение может не вести никуда, и мы это прекрасно видим по множеству политических событий.

Чем дольше я живу на свете, чем больше наблюдаю за происходящим, тем больше убеждаюсь в том, что, действительно, человек собственными силами освободиться не может. И сюда мы ходим не просто для того, чтобы побыть в кругу друзей, помолиться вместе, успокоиться. Успокоиться — это нужно, но покой — это просто один из признаков свободы. Мы приходим сюда за свободой. Ресурс свободы, который у нас есть, за неделю как бы сильно изнашивается. И мы приходим на литургию, приходим к слову Бога, к Телу и Крови Его. И приходим к тому Богу, которого мы видим через личности каждого из нас. Видим в момент литургии наиболее ясно, потом опять мы выходим в мир, и этот образ Божий в другом человеке тускнеет. Аминь.

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website