Проповедь 17 апреля 2014 — Великий Четверг
Апрель 23, 2014Исх 12, 1-8. 11-14; 1 Кор 11, 23-26; Ин 13, 1-15
По первому Чтению — думал сейчас, как складывалась история этого народа в событиях Исхода, точнее, в событии выхода из Египта. Физическое освобождение является предпосылкой духовного освобождения — идея того, что народ, который находится в рабстве, не может быть внутренне свободен. Но это еще не народ. Те люди, которые вышли из Египта, для Бога еще не народ. Народом они становятся в ходе приобретения практики веры, в ходе событий, которые связаны с деяниями Бога. Эти события проходят через поколения, через много поколений. Вавилонский плен — это серьезный кризис, народ опять оказывается в плену. Более того, он оказывается без храма. Без того физического центра, в котором, собственно, проходили ритуалы общения с Богом. Получается, что этому народу изгнание уже в некотором отношении что слону дробь. Рабство их свободы не уменьшает. Наоборот, в изгнании вера этих пленников только укрепляется. И потом, когда они возвращаются, дает новый импульс к развитию иудаизма. Это к вопросу о том, как связаны внешняя свобода и внутренняя. Когда люди или народ уже обладают определенной духовной свободой, они вполне выживают и в рабстве, хотя там ноют и хотят назад на свою землю. Но выживают.
Переходя к жесту омовения ног, думал, что это такой ритуал для человека, входящего в дом, для гостя. Иисус, по-видимому, показывает, что Бог принимает этих людей – учеников, апостолов — в свой дом. «В доме Отца Моего обителей много». Это тоже такой знак вхождения в Царство. Он со временем, в истории Церкви, оказался не таким значительным как крещение, но по сути это знак принятия в Царство людей уже очищенных – очищенных через Слово. Иисус в очередной раз шокирует учеников, стараясь разломать у них стереотип человека власти — царя, хозяина, господина. В крещении такого акцента нет, а в обряде омовения ног это служение Бога людям очень ясно просматривается. Сейчас я буду это делать. Этот знак, который Иисус совершил, я просто буду закреплять в физических действиях.
© Священник Сергей Николенко 2014