Проповедь 2 ноября 2014 — Неделя 21-я по Пятидесятнице (в латинском обряде — Поминовение всех усопших верных)
Ноябрь 18, 20142 Макк 12, 43-45; 1 Фес 4:13–17; Лк 16,19-31; Ин 6, 51-58
Когда мы думаем о наших умерших, вспоминаем их, то очень важно отсечь такую вещь, как «горе потери»: что у меня был такой человек, который любил меня, заботился обо мне — и всё, и теперь такого человека нет. Есть какие-то другие, но заменить такого рода заботу и любовь мне никто не может. Это проявление жалости к себе, которое мешает воспринять смерть как бы более адекватно, отнестись более адекватно к умершим и к собственной перспективе умирания тоже.
Сейчас ходит книжка, которую недавно перевели на русский. Есть в Америке нейрохирург Александр Эбен — с ним произошла довольно странная история. Он практикующий нейрохирург, в Америке довольно известный. Думают, что он подхватил вирус детского менингита, и у него престала функционировать кора головного мозга. Неделю он был в коме, мозги не работают. Когда уже собрались его отключать, он вдруг открыл глаза и сказал «здравствуйте». В этом состоянии он много чего видел, пережил. Клиническая смерть проходила все время под наблюдением врачей, так что в этом отношении опыт чистый. Как специалиста по мозгам, его самого потрясли не столько эти видения, сколько то, что, по его мнению, это происходило на фоне выключенной коры головного мозга. Внутренние отделы у него работали, инфекция до них еще не дошла. Такие видения у людей обычно бывают в состоянии клинической смерти, входа в клиническую смерть или выхода. Самое простое объяснение — это кислородное голодание мозга. Достаточно на несколько процентов уменьшить кислород в крови, поступающей в мозг, и мозг будет уже по-другому работать и по-другому обрабатывать информацию, полученную от внутренних органов. Будут видения и всё такое. Тут я не знаю, насколько всё чисто было. Но у него было впечатление, что всё это время, что он находился с отключенными мозгами, с ним происходили события. События сами по себе довольно типовые для этих рассказов: он видел какие-то души в пространстве, летающие как самолеты и оставляющие шлейф, видел женскую фигуру, которую ему трудно описать, но которая его сопровождала в путешествиях по этим чудным местам. И что, мол, ему практически сразу сказали: «ты вернешься назад, не беспокойся, и прочее». Все вы с этими случаями знакомы по литературе.
На что я обращаю внимание — это опыт непосредственности восприятия: то есть, в этом состоянии нет разделения между мыслями, чувствами и словами. Слова и мысли мгновенно воспринимаются как действия, проходящие через сердце. У нас обычно это всё происходит инерционно и постепенно: сначала почувствовал, потом подумал или, наоборот, в голову пришла какая-то мысль и потом почувствовал. А тут общение с другими существами такое мгновенное и полное. Этот хирург про себя пишет, что он был неверующий, но признавал Иисуса за хорошего человека, который говорил хорошие и правильные вещи. Какие выводы мы можем из этого сделать? Один вывод как бы элементарный — он заключается в том, что сознание личности не локализовано в головном мозге. По сути дела, всё человеческое тело со множеством нервных центров, которые между собой сообщаются, это мозг. Только у головного мозга есть свои специфические функции.
Второй вывод — можно на человеческое тело смотреть как на своего рода антенну. Эта антенна принимает и обрабатывает то, что приходит от настоящего общения личности, которое идет за пределами материального мира. Общение душ и таких вот духовных сущностей. Третий вывод — это то, что, возможно, такое разделение внутри человека как-то связанно с грехопадением. Если бы не было грехопадения, то человеческое тело развивалось бы в ходе нашей эволюции по-другому. И тело, и сознание. Примерно, как Иисус воскресший. Еще одна важная вещь — то, что такие светлые видения видят далеко не все люди, которые пережили клиническую смерть. Опыт встречи со светлыми существами, опыт восприятия любви, которая из них исходит, охватывает и пронизывает тебя насквозь, бывает далеко не у всех людей, которые имели такие видения. Опыт встречи с инопланетянами часто описывают в совсем других тонах, — что вот, встретились с пришельцами, с представителями более высокой цивилизации, но любви там никакой не ощущается, они просто говорят, что нас обогнали и прочее. Об этом можно очень долго говорить подробно, но суть, по-видимому, та, что есть и ангельский опыт, и бесовской опыт, и опыт ада, — у разных людей по-разному, верующие они или неверующие. Бесы могут обманывать, демонстрировать любовь, которая потом рассыпается в прах. Это реальность, которая прямо не зависит от формальных взглядов человека, от его формального мировоззрения. Он может считать себя христианином, но пережить такую вот искусительную дьявольскую ловушку и выйти из нее неочищенным человеком. Других, наоборот, этот опыт очищает.
В плане богословия тут хочу сказать про богословскую модель, которую Второй ватиканский собор принял на вооружение, и католическая Церковь до сих пор ею пользуется. Это модель кругов людей, живущих на свете, и по-разному соединенных с католической Церковью и с Христом. Католическая Церковь богословски обозначается как община, которой Бог дал полный комплект инструментов спасения, — таинства, Евхаристию, крещение, сакраментальную структуру Церкви, Папу, священство, возможность быть в общении святых… Примыкают к этому кругу христиане, которые большую часть из этого разделяют, но не находятся в полном общении с католической Церковью — это многочисленные протестанты и православные. Дальше идет круг тех, которые верят в единого Бога, но иначе, чем христиане. Подразумевается, что они связаны с католической Церковью, что это связь реальная, а не выдуманная, это не декларация. Дальше идут просто люди доброй воли — люди, которые с вниманием относятся к голосу совести, к моральному голосу. Если язык этого богословия переводить на другой язык, то получается, что все эти люди включены в одни и те же ангельские структуры. Одни и те же ангелы их ведут. Только этим людям удается добиться разной степени успеха. Богословие католической Церкви говорит о том, что католическая Церковь эту ангельскую невидимую структуру мира благодаря Христу воспринимает правильнее всего. Опять-таки, воспринимает не просто на уровне теоретических представлений, но и на таком сердечном уровне — по крайней мере, имеет такую возможность.
Но важно, что само по себе религиозное мировоззрение может служить не только Богу, но и дьяволу. У него просто в этом отношении больше возможностей, чем у атеистического мировоззрения. Не знаю, хороший ли пример, — нынешнее исламское государство, с которым американцы и прочие воюют в Сирии и других странах. У них богословие такое, что они ожидают пришествия Христа, ожидают пришествия Исы, как они Его именуют по-арабски. Он должен прийти, но не с крестом, а должен, по их мнению, всех христиан обратить в ислам, открыть им Аллаха во всей полноте. Христиане спасутся, а иудеям и всем остальным точно хана. Деятельность этого исламского государства очень энергичная и лишенная гуманизма. Человечности там пока не видно. Религиозность заставляет их обращаться с человеческими телами с пренебрежением и даже с особой жестокостью. Идея такая, что чем больше это тело помучаешь, тем больше у души владельца этого тела возможностей для спасения.
Если говорить о нас, то чтобы нам, с нашим бедным сознанием, не запутаться в этих невидимых ангельских и бесовских структурах, мы обращаемся за помощью к одному человеку — к Иисусу — и к тем, кто сейчас вокруг Него. К тем, кто непосредственно рядом с Ним находится, к святым, которых мы знаем и которых мы не знаем. Я думаю, гораздо больше тех, о которых мы не знаем. Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2014