Проповедь 14 декабря 2014 – Неделя 27-я по Пятидесятнице (византийский обряд)
Декабрь 16, 2014Эта история поражает своим максимализмом, поэтому трудно ее к себе применить. Обычно буквально это к себе применяют психически нездоровые люди, увлекающиеся, но неспособные к критическому мышлению. Они продают квартиры, заработанные родителями, и отправляются бомжевать. Через некоторое время попадают в соответствующее лечебное учреждение, а квартира уже тю-тю, не отсудишь назад… Нам надо уже не в первый, а в очередной раз понять, что именно каждому из нас Бог говорит через эту прозвучавшую евангельскую историю. Нужно получше въехать и понять в каких обстоятельствах, по версии Луки, Иисус делал такое радикальное предложение этому богачу. Вы знаете, что в Израиле был закон о юбилейных годах, когда люди должны были раздать бедным накопившиеся богатства, тем самым уравняв шансы. Это должно было происходить раз в определенное количество лет. Конечно, нам надо как следует обдумать основание такого правила, тем более, что оно практически никогда не выполнялось. Это тоже очень важный момент.
Сейчас мы знаем, что отечественные сверхбогачи – это, преимущественно, люди, которые приобрели богатство на фоне беззакония, которое царило на переломе между двумя относительно твердыми режимами. В условиях беззакония как бы все средства хороши. Когда тебя убивают ради денег, ты готов сделать в ответ то же самое и делаешь это. Про всех этих богачей это хорошо известно, хотя сейчас они имеют респектабельный вид, их дети учатся за границей, и так далее. Не нужно думать, что когда-то было по-другому. То есть, богатство приваливает человеку не просто потому, что он такой трудолюбивый, способный и предприимчивый, как нам сейчас это пытаются внушить, а потому, что складываются, вдобавок к предприимчивости, благоприятные обстоятельства. Это может быть наследство, может быть дефицит в стране, провоцирующий голод, на котором этот человек имеет возможность нажиться. Масса всяких факторов складывается, и особой личной заслуги человека в приобретении этого богатства нет. То, что называется «американской мечтой», это в большой мере миф, и очень хорошо это понимали и иудеи. Восстановление божественной справедливости заключалось в том, чтобы делиться. Они это так понимали. У них было ясное понимание того, что божественная справедливость всегда превышает человеческие представления о справедливости, неизмеримо превышает.
Пример этого в Евангелии от Луки был несколькими строчками выше: притча о мытаре и фарисее. Фарисей выведен как человек, который эту вещь понимать отказывается. Он считает, что то, что он заработал, как ему кажется, не нарушая заповеди, принадлежит ему. Вот милостыню он дает сколько надо, десятину, а остальное всё принадлежит ему. В прозвучавшей истории с богачом Иисус опять ломает это представление. Для богача это оказывается невыносимо, но посмотрим — если бы это происходило сегодня, Иисус сказал бы этому богатому человеку то же самое, или нет? Или Он сформулировал бы как-то иначе? В самом деле, кроме акта милостыни, в те времена у богатого человека было мало возможностей для помощи, просто потому, что было очень мало каких-то общественных институтов или вещей. Ну там синагогу построить, дать на это деньги – пожалуйста. А остальное всё находилось в частной собственности: не было ни больниц, ни приютов для сирот, ничего такого. Появилось это всё как раз благодаря практике христианских общин уже после их признания в империи.
Сказал бы сейчас Иисус такому человеку – ты не раздавай всё нищим, а лучше вбухай эти деньги в какую-нибудь больницу, в полезный завод, производящий полезные товары народного потребления, в скважину, которая качает нефть для государства, для народа? Очевидно, что нет. Потому что, как в те времена, так и в эти, все эти как бы хорошие дела для народа и для людей пропитаны духом вранья и наживы. Люди, которым действительно удается такие проекты осуществлять, это такие чистые бессребреники, у которых к рукам ничего не прилипает. Таких людей единицы, просто потому, что перед лицом греха человеческая природа слаба. Вот это центральный момент, как мне кажется, во всей этой истории. Ее социальное измерение, на мой взгляд, вторично. А первично то, что Иисус этому человеку говорит: вот, у тебя природа лживая и корыстная, ты сам с этим сделать ничего не можешь, Я могу тебе помочь. Сделай только первый шаг, дальше Я тебе помогу.
Во всех системах и методах духовного исцеления эти шаги всегда одни и те же. В методе 12 шагов они расписаны последовательно, но на самом деле человеку приходится одновременно и понимать, что я не могу, и понимать, что Бог может то, что я не могу. И понимать, что я должен сделать первый шаг, чтобы эта помощь пошла. Первый шаг – это первый шаг, за ним идут последующие шаги, не надо думать, что последующие шаги даются легче. Потому что шаги — это в духовном смысле не техническая вещь: допустим, я один раз пересилил себя, сделал доброе дело, потом у меня уже будет привычка к добрым делам. Но последующие добрые дела — это не шаги в духовном отношении. Духовный шаг нужно делать, когда Бог опять меня ставит перед принципиально новой для меня неизвестностью, перед которой я опять бессилен.
На примере зависимых это можно иллюстрировать по-разному, но вот один из примеров, очень драматический пример, это человек с двойным диагнозом. Человек, у которого алкоголизм или наркомания или другая зависимость (игромания, интернет-зависимость) развивается на фоне психического заболевания. Обычно эти люди пытаются отказаться от объекта зависимости, например, от алкоголя. Это оказывается для них важно, но через какое-то время они и окружающие обнаруживают, что эти люди не выздоравливают, что есть психическое заболевание, которое по своей природе совсем другое, чем зависимость, и нужно признать свое бессилие перед этим. Но это приходится признавать совсем по-другому, чем перед алкоголем. Те, у кого это получается, получают лечение, получают помощь Бога. И я повторяю, что тут есть принципиальное различие, связанное с тем, что алкоголь как бы допускает минуты просветления, когда человек видит, что есть что, а психическое заболевание, как правило, просветления не допускает. Человек видит, что вот он уже совсем хороший, не пьет, а люди почему-то продолжают на него обижаться или не хотят с ним иметь дело. Он не понимает, в чем дело, почему на работе не складывается… Это необходимость признать свою перманентную постоянную неадекватность, и дать Богу помочь начать жизнь лечащегося психически больного человека. Но это я просто как пример привожу.
Вообще эта тема очень сложная и горячая, потому что современный город провоцирует психические заболевания, их в разы больше, чем в нормальной деревне. Под нормальной деревней я подразумеваю не отечественную деревню, пропитанную алкоголем, а такую вот как бы нормальную, без психических перегрузок. Рост психических заболеваний – это большая угроза для человечества, одновременно с непониманием, что это такое. В Средние века и даже в Новое время сумасшедших просто держали в клетках, как диких зверей, чтобы они не нападали на людей. Позднее, когда были открыты микробы и вирусная природа заболеваний, считалось, что психически больные — это люди, зараженные особой инфекцией, и они должны быть полностью изолированы от людей. Только в последние, может быть, сто пятьдесят лет разрабатываются действительно эффективные способы лечения мозга в совокупности с психологическими методами. Если когда-то на сумасшедшего смотрели как на порочного человека, у которого нет добродетелей терпения, рассудительности и всего такого, у которого есть пороки злобности, гнева и прочего, то сейчас противоположная тенденция – «пей таблетки и делай что хочешь». Будем тебя считать нормальным хорошим человеком, не хуже, чем все другие. Это было такое вот отступление в сторону того, как поменялась жизнь. Слова Иисуса нужно применять к тем вещам, которые сегодня нам кажутся такими привычными, несомненными и просить, чтобы Он открыл суть происходящего. Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2014