Проповедь 25 января 2015 — Неделя 33-я по Пятидесятнице
Февраль 5, 2015Еф 4, 7-13; Мф 4, 12-17
Община, в которой был евангелист Матфей, состояла, в основном, из иудеев. Они думали об Иисусе — думали через Ветхий Завет, через то, что было им близко. Собственно, нам-то Ветхий Завет для чего нужен? Эти многочисленные тексты из иудейской истории? Прежде всего, потому что через него Иисус Сам Себя осмысливал, — и Себя, и миссию Свою. И ученики Его пытались феномен Иисуса понять в привычных им понятиях из иудейской истории и богословия.
Версия Евангелия от Матфея о том, как началась проповедь Иисуса, получается такой: после крещения в Иордане Иисус, получив свидетельство от Иоанна Крестителя о Своей миссии, ушел в пустыню осмысливать. Ушел туда, где можно не отвлекаться. Искушения в пустыне, которые описаны в Евангелии от Матфея, расположены в обычной последовательности, характерной для искушений человека. В начале просто голодно, и хочется использовать силу Божью для того, чтобы поесть – Божью силу, свою силу, неважно. Хочется не голодать. Но надо продолжать пост, Иисус еще не все понял. Дальше состояние усугубляется, и наступает отчаяние, искушение отчаянием. Хочется броситься с этого храма вниз, а там будь что будет, поможет Бог – так поможет, нет – так нет. И это отчаяние Иисус преодолел. Последнее искушение – самим дьяволом. Дьявол предлагает венчать Его на царство: тогда у Тебя все будет, вся сила будет – вся сила и власть в этом мире. Какая власть у дьявола есть в мире? Обманывать людей и за счет этого влиять на ход событий в мире. Дьявол предлагает Иисусу: Ты много хорошего сможешь сделать для того же Бога, если возьмешь мою силу обманывать людей. Внушать им то, что я хочу. Голос испорченной грехом природы человека подсовывать человеку как истину в последней инстанции. И от этого Иисус отказывается.
Он возвращается, а там уже Иоанн закончил проповедовать, его посадили. Тысячи людей, которых Иоанн Креститель собрал и подготовил – это люди, которые ждали Мессию, люди, которые ждали, когда, наконец, Бог ответит на то, что они возжелали очиститься от греха. Естественным образом для Иисуса возникла необходимость проповедовать. Он идет уже на подготовленное место и начинает проповедовать, но по-своему. «Покайтесь» — это и Иоанн говорил. Но почему покайтесь? Потому что Царство Божие уже пришло. Из бывшей аудитории Иоанна Крестителя кто-то принял Иисуса, кто-то нет, кто-то был в сомнениях, да и сам Иоанн Креститель был в сомнениях, как мы дальше читаем у синоптиков. Но Иисус воспитывает как бы такого человека мира, людей мира – таких людей, через которых насилие дальше не распространяется.
В наше время одна из главных обманок дьявола – это призыв к справедливости, к общественной справедливости. Под этим призывом, по сути дела, всегда скрывается принцип «око за око, зуб за зуб». Тебе сделали плохо, и ты в ответ должен сделать другому плохо, как будто Богу это нужно. Это начинается с мелочей. Тебе в транспорте испортили настроение, и ты в ответ на кого-то рявкнул. Потом это разрастается в войны. Это же не просто какие-то несколько политиков или несколько бандитов поссорились. Это все делается при молчаливой и не молчаливой, эмоциональной и духовной поддержке масс людей – с одной и с другой стороны. И этот обман дьявола приобретает огромную силу. Иисус с этим справился. Он делает так, чтобы ученики Его с этим тоже могли справиться. Сейчас мы Иисуса не видим, явлений Иисуса нет, есть Святой Дух, который создал для Себя такой организм как Церковь. Через нас должен идти мир Божий. И в малых вещах, и в больших. Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2015