Проповедь 1 февраля 2015 – Неделя о мытаре и фарисее (византийский обряд)
Февраль 7, 2015В принятой у нас парадигме пост – это такое тяжелое время, когда нужно каяться, сосредотачиваться на Боге, изнурять себя с целью подготовиться к Пасхе и уж встретить ее будь здоров. А в монашеской восточной традиции пост – это время сладостного воспарения к Богу, и подготовка, собственно, нужна к этому времени, к посту. А так называемые тяжелые вещи, такие, как ограничения себя в пище, для человека, который посвящает время воспарению – это не тяжесть, это, наоборот, условие, облегчающее такой образ жизни.
Подготовительные недели к посту сейчас уже начались, первая «неделя мытаря и фарисея» — это подход к посту с позиций мытаря и фарисея. Вся эта история у Иисуса построена в жанре иудейской премудрости, то есть, высказывается афоризм «всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий возвысится». И к этому афоризму приклеивается поясняющий пример. Пример гораздо более объемный и содержательный, чем эта фраза. Фарисей защищается от чувства вины. У него особая защита – он принижает других. Выискивает у других недостатки и пороки – неважно, действительные или он придумывает их, — но ему это необходимо для избавления от чувства вины, от напряжения перед Богом. Потому что в глубине души он ощущает, что что-то у него не так. Вроде он и это делает, и то делает, а все равно не так. Тогда он начинает смотреть на других: вот они и прелюбодеи, и обидчики, и воры, и грабители, а я-то лучше. Почему же это так? А мытарь – капитулировавший. Он, по-видимому, понимает, что в жизни ему уже ничего не изменить, не отказаться от этой позорной профессии и от всяких других вещей, ну нет сил. Знаковое выражение его капитуляции – это молитва «Боже, будь милостив ко мне грешному». То есть, подготовительная первая неделя поста настраивает на капитуляцию перед Богом.
Капитуляция – это значит, остановиться. Прекратить вот это дело, которое делаешь. Оно не выходит, и зацепка в том, что продолжаешь стараться одно и то же точно так же делать, именно потому, что дело не движется. Неудача порождает вот этот порочный круг. У наркоманов это часто бывает, смотришь, в машине чего-то там не работает, он ручку дергает, дергает, — ну не работает. А он все дергает, дергает, остановиться не может.
Нужно создать импульс для того, чтобы перестать делать. Вот, допустим, ты рассказываешь о том, что не можешь сесть за работу. Потому что есть масса привычных занятий, и ты их используешь. А капитуляция состоит в том, чтобы, если не знаешь, что нужно делать, ничего не делай. Побыть в этом состоянии какое-то время. Ничем себя не отвлекая, не ублажая. Только тогда Бог в природе личности родит какое-то новое решение. Новое видение, которое породит новое решение. Это касается и мелких дел, и крупнейших.
Сегодня отмечается праздник Макария Великого. Это ученик – скорее, не ученик, а следующее поколение после Антония, отца восточного монашества. У этого Макария был такой эпизод в житиях, когда он уже был в возрасте: пришел к себе домой и видит, как вор выносит вещи у него из жилища. Макарий молча начал ему помогать. Вынесли все, погрузили на тележку, упаковали, вор уехал. По восприятию Макария, этот вор помог ему осуществить принцип: «нищим я в этот мир пришел, нищим из него и уйду, и моего тут нет ничего». Правда, это было в Египте. Что он на этом потерял, что приобрел, судить не нам. Стандартный путь – начать драться с этим вором, кричать, отнимать у него вещи. Неизвестно, к чему бы это привело. Но он избрал такой путь капитуляции. То есть, он не то, чтобы избрал его, а он всю предыдущую жизнь тренировался в капитуляции. В этом акте принятия помощи Бога. Натренировался. Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2015
Изображение: Брин Джиллет — Фарисей и мытарь