Проповедь 2 апреля 2015 – Воспоминание Тайной Вечери (латинский обряд)
Апрель 17, 2015Исх 12, 1-8. 11-14; 1 Кор 11, 23-26; Ин 13, 1-15
Как бы ни декларировали, что Иисус для нас – это литературный персонаж, но группа показала, что у каждого есть свое искушение поступать проще и циничнее в расчете на какую-то сиюминутную выгоду, однако этого не происходит. Хотим мы это декларировать или нет, но стараемся свой крест нести. То есть, этот способ жизни, который Иисус провозгласил и совершил, он – реальность для присутствующих. Захватанное слово «любовь», в котором содержится всякое приятное. Если начать это всякое поверхностное, приятное и полезное обдирать, то внутри останется только одно: я жертвую собой для другого человека. Неважно, приятен мне этот человек или полезен, хочу ли я, чтобы он стал лучше, чтобы это как-то потом использовать… То, зачем я это делаю, – это станет мне понятно потом. После того, как я принесу себя в жертву для него, ради него.
Есть такой психологический комплекс жертвы, когда человек получает некоторое наслаждение или удовольствие от того, что это делает. Делает кому-то «лучше» за счет того, что ему становится «хуже», отнимает у себя что-то. Это психологическое свойство – это извращение. Если я жертвую собой, жертвую жизненно важными для меня вещами, ничего приятного в этом нет. И никакого удовлетворения это не приносит нормальному человеку. Извращенцу приносит. Нормальный человек жертвует собой, жертвует свою жизнь другому человеку просто потому, что по-другому не может, не получается.
У Иисуса природа самого нормального человека в этом отношении. Он настолько проникнут тем, что Бог-Отец такой, что для Него совершенно органично быть таким же. Это центр Его личности. На поверхностном уровне, на психологическом Он может радоваться, сердиться, обижаться и так далее. Но в центре любовь, о которой я сказал. Иисус всячески пытается ученикам, а через них и нам, показать вот эту любовь Бога, какова она. Показывает ее в этом очень ярком обряде омовения ног. Показывает в Евхаристии, которая совершается часто и напоминает о смерти Христа и о том, что из этой любви к человеку Он отдает всё, отдает свою жизнь, отдает таланты, связанные с благодатью. Отдает это всё. Можно говорить, что у Иисуса есть какие-то далеко идущие цели, связанные с воскресением, с тем, чтобы воссесть во славе одесную Отца. Можно про всё это говорить, но в центре лежит не это, а то, что Он не может не любить как Бог.
Мы рассказываем про неприятности, которые у нас в жизни, про потери, про какие-то безвыходные ситуации. Почему мы это всё рассказываем друг другу? Какой в этом смысл? Надоели ведь уже рассказы эти – каждый раз одно и то же. Но мы рассказываем, потому что есть, перед кем это рассказывать – перед Богом, который нас любит. Любит через нас же. Через эту жертвенность Иисуса Христа, которая поселяется в каждом из нас. Поселяется, встречает сопротивление, протесты, но она есть. Есть способность не быть полными дураками и любить так, как Бог любит. В этом смысле Иисус – это не литературный персонаж, а Тот, кто реально действует в нас. Так, как мы связаны друг с другом, так мы связаны и с Ним этими невидимыми узами человеческой природы.
Сейчас будем мыть ноги, это действие, с одной стороны, такое бытовое, с другой стороны, всё время нужно помнить о том, что я священник, я это делаю не потому, что мне это приятно или нужно для престижа, для самомнения, для зарплаты, а я это делаю потому, что сегодня, в этот момент, это самый подходящий способ, чтобы выразить любовь Божью. Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2015