Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 19 апреля 2015 – Воспоминание уверения апостола Фомы

Апрель 25, 2015

rubens_thomas_grt

Деян 5, 12-20; Ин 20, 19-31

Тут в Евангелиях поставлена проблема. Фома пощупал и уверовал. Пощупал руки и ребра этого человека и признал, что это тот самый Иисус, который провел с ними несколько лет. Ключевая фраза здесь – «блаженны не видевшие и уверовавшие». Что это значит? Для меня это значит, что уверовать – это значит пощупать. Но по-другому – не имея перед собой материального тела. Пощупать душевными силами, внутренними. Нужно ущупать, что во мне есть такое внутреннее вѝдение, внутренняя интуиция Иисуса Христа, который Сын Божий. Осязать, что Он живой, что Он взаимодействует со мной, с другими людьми, и что Он спасает нас. Вот это и есть вера.

Чудеса – это такая вещь, на которую сильно полагаться нельзя. Во-первых, потому что это нечастая вещь. А во-вторых, потому что важнее всего чудеса моральные. Был человек эгоистичным, таким, что на него невозможно было положиться. И вдруг стал другим – стал надежным человеком. Вот это моральное чудо. Стал таким, что может отдать жизнь за братьев. У нас сейчас есть брачные дела в общине и вокруг общины. Связанные с тем, что люди венчались, давали обещания быть верными, до самой смерти. А потом раз – и разбежались. Не смогли вместе жить или может быть какое-то время все было достаточно благополучно, потом все равно – раз и разбежались. А ведь обещали.

Конечно, на человеческие обещания полагаться не то чтобы нельзя, но нужно иметь перед собой пример апостола Петра, который клялся Иисусу «да я никогда не предам, все предадут, а я не предам». А потом чуть припекло, и три раза он от Иисуса отрекся. Обманул Его трижды, оставил Его трижды. А потом все равно вернулся. Потому что там было то, что сильнее этих обещаний, которые он давал. А с Иудой наоборот. Был учеником, ходил, слушал, все делал, участвовал в жизни общины, был ответственным лицом. Общинный казначей – это такая важная фигура, это фигура, приближенная к руководству. Мы сейчас не знаем, может быть, евангелисты после всего случившегося всячески пытались роль Иуды принизить. Он предал, и предал необратимо. Неважно, давал он обещания или нет, но евангелисты показывают, что другим ученикам, у которых была вера (испугались они или не испугались, неважно, но была вера в Иисуса) – Святой Дух давал силу жить. А Иуда предал, и оказалось, что силы жить у него нет. Ничто его к жизни не побуждает. Бывает, что человек на себя накладывает руки под влиянием аффекта, сильных чувств, когда он не в себе. Но в Евангелиях об Иуде ничего такого не говорится, никакого психологизирования нет. Просто жизнь, которая была в Иисусе, стремление к жизни, передалось другим апостолам, а Иуде нет. Вот это мне представляется важным.

Жизнь Иисуса в Евангелиях достаточно четко делится на два периода: один период, когда Он был внешне активен, делал все сам, и община у Него была такая активная. А потом начался период Страстей, когда эта активность прекратилась. Иисус ничего активно уже не делал, чудеса не совершал, не учил, не совершенствовал учеников. Ученики тоже перестали проповедовать, перестали сами совершенствоваться, «делать духовные упражнения». Это период, когда делает сам Бог. Бог доделывает в людях то, чего они сами не смогли доделать. Делает их совершенными. Это произошло, и потом после Пятидесятницы апостолы опять проповедуют с удвоенной силой и все такое. Они уже более готовы к адекватной проповеди, не фантазировать что-то там, а говорить надежные вещи об Иисусе. Ну и самим жить более надежно, чем до этого жили.

Я это переношу в какой-то мере на нашу общину. Она стареет, а был период, десять-пятнадцать лет назад, когда все еще были относительно молоденькие, упражнялись, работали над собой, ходили в одну группу, в другую группу… А потом видно, что сил становится все меньше – сил для активности такого рода. И уже не сам что-то делаешь, а Бог тебя меняет через страдания. Пытаешься сам как-то опять прыгать, проявлять активность, учить других, читать какие-то умные книжки, выискивать какие-то умные мысли или думать – «вот откровение, теперь у меня все пойдет иначе». Для этого было время, детский сад – это тоже полезная вещь. Но потом это время проходит. И совершенствование идет через страдания, через страсти, образец которых показан в Евангелии. Кризисы второй половины жизни уже идут как бы такой лавиной, но это не означает, что жизнь превращается в сплошной кризис. Бог дает такие периоды, когда то, что во мне произошло, то, что Бог во мне создал, надо отдавать другим. И Бог дает такое служение. Но это служение не такое, которое человек сам для себя придумывает, а то, которое Бог дает, и надо просто принять его как принцип. Так вот все идет. Для молодежи свойственна, скорее, буйная радость, когда детская энергия, еще жеребячья, бьет фонтаном, а для человека, у которого началась вторая половина жизни, характерна больше такая спокойная радость. Тихая, она уже укоренена в страдании, она не забывает о страданиях. Но она не исчезает, потому что удалось пощупать Христа, как Фома. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2015

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website