Проповедь 10 мая 2015 – Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке (византийский обряд)
Май 27, 2015Деян 11,19-26; 29-30; Ин 4,5-42
Про эту евангельскую историю интересно, по каким источникам евангелист Иоанн ее мог написать. Сам он при этом не присутствовал – значит, либо по рассказам Иисуса, либо по рассказам этой женщины он сконструировал этот диалог. Эмоциональная или духовная линия этого диалога простая – изуверившаяся женщина, когда Иисус пытается ее как-то зацепить Благой Вестью, она просто начинает Его доводить: издевается над каждой Его фразой. Успешно доводит Его до белого каления, Он взрывается и переходит на личности: дерьмовая у тебя жизнь, пустая – с доказательствами. И тогда до нее доходит. Дальше, по-видимому, Иоанн просто вкладывает в уста Иисуса продолжение разговора о Святом Духе и о Крещении, которое началось главой раньше в разговоре с Никодимом.
Еще интересно, что эта женщина идет и начинает проповедовать об Иисусе – поразительно, что ее слушают. Потому что мужчине на Востоке слушать женщину, тем более, проповедь или свидетельство невозможно. То есть, слушают ее, конечно, с пренебрежением «это все женщина говорит», но все же потом приходят посмотреть на этого Иисуса – может быть, Он действительно Христос? И уже по-мужски убеждаются – Христос, да. Уже не по твоим словам, женщина, а сами видим. Греховная стервозная женская придурь и мужской гонор – Иисус это все как-то прошибает Благой Вестью. Эти люди меняются. Кто-то говорил, что грех или бес постепенно выедает личность изнутри: то, что составляло свободу личности, возможности личности, ее богатство, глубину, все мало-помалу выедает, выедает… В конце концов, если этому не сопротивляться, остается только оболочка человека, пустая – человек только по внешности. Но и эта оболочка – образ Божий, нельзя ее презирать и ни во что не ставить.
Может быть, это уже больше к общим прошениям относится – годовщина войны. Это гениальное изобретение – Бессмертный полк – не знаю, где его слямзили кремлевские политтехнологи, но это действительно такое явление, в котором участвовали миллионы людей. Говорят, что в Москве это шествие с фотографиями родственников-фронтовиков собрало пол-миллиона. Даже если в два или три раза меньше, все равно ни один митинг в Москве никогда не набирал такого количества. Эта вещь, как оказалось, отвечает важнейшей потребности, прежде всего, молодежи. Найти в этом обществе, в этом мире, где они живут, опору. Найти опору, которая есть народ на самом деле. Не толпа одиноких, а народ. Через предков, которые шли в атаку на немецкие окопы с криками «За Родину». Как говорили, «За Сталина» тогда почти не кричали. Шли в атаку: сочетание призывов политруков, всего такого идеологического и заградительные отряды сзади. То есть, немец, может, убьет, а, может, и промахнется, а эти сзади уже точно не промахнутся. Вот с криком «За Родину», наложив от страха в штаны, бежали.
Я как раз сегодня утром разбирался с прошлым, рвал старые фотографии. От дедушки осталось много фронтовых фотографий, он их посылал с короткими записочками на обороте. Записочки очень наполненные: там очень много любви, нежности, такого вот цепляния за любовь как за надежду, за святыню. На одной фотографии на фоне «пекла, в котором мы были, немцы в трехстах метрах», покореженный лесок, стоит майор – спортивный, с трубкой, в кителе. Когда люди отходили от этого страха, от страха, адреналина, ярости, то для того, чтобы сохраниться как люди, порядочные люди искали в том, что они сделали и собираются делать, основания в настоящих, высоких ценностях. И находили, в общем.
Другая фотография мне попалась, может быть, нужно было ее принести – середина, может быть, 50-х. Дачный поселок от предприятия, где дед работал. Не знаю, что там: открытие поселка или какой-то праздник. Импровизированная трибуна и несколько человек на трибуне – видно, что бывшие фронтовики, лица очищенные. Очищенные испытаниями. Сейчас на трибуне мы таких лиц просто не увидим. Сейчас лица грязные, замусоренные мелкой борьбой за существование, интригами, постоянным враньем. А там очищенные лица. После того, как сошел этот военный стресс. То есть, это как с самарянкой – благодать находит путь к природе, если человек хоть чуть-чуть на это настроен. Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2015