Проповедь 3 мая 2015 – Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленом (византийский обряд)
Май 27, 2015Деян 9,32-42; Ин 5, 1-15
Две картины: в Деяниях Апостолов и в Евангелии от Иоанна. Они отличаются по атмосфере примерно, как прием в платной поликлинике и в районной. Купальня у Овечьих ворот: изображена толпа больных, которые там лежат, сидят. Ждут, пока в воде булькнет. Начинается давка – скорее туда, кто быстрее успеет. Вот этот человек, который болел 38 лет, непонятно, чем он болел. Понятно только, что он передвигается очень медленно. Может быть, это одинокий человек, хотя одиноких найти на Востоке не так легко, все родственники. Если не одинокий, то создается впечатление, что родственники, которые его туда каждый раз притаскивают, не удосуживаются, когда начинает булькать, его быстренько подтащить к воде. Непонятно, что там –может быть, источник какой-то, периодически бьющий в воде, радоновый или еще какой-нибудь, или просто выделяется временами какой-то полезный газ, который насыщает воду и благотворно действует. Это не так важно. Ну, в общем, всё как в поликлинике. Иисус не просто исцеляет этого больного, Он устраняет несправедливость, потому что Он больше никому там не помогает. Он помогает только человеку, который не может конкурировать с другими в стоянии в очереди. Иисус это всё делает пока еще тайком, скрывается в народе. У Иоанна в Евангелии это описано, скорее, как приключенческий роман. Хотя всё, что делает Иисус – это Его работа. Он так трудится.
В Деяниях Апостолов обстановка совсем другая, камерная. Обстановка маленьких христианских общин, где есть человеческие отношения, локтями никто не толкается. Петра приглашают, у него репутация целителя. Он приходит, исцеляет. Но это тоже работа. Работа, за которую положено вознаграждение. Иисус в Евангелиях говорит о том, что трудящийся достоин вознаграждения за свой труд. И за проповедь, и за исцеление, и просто за оказание поддержки другому человеку. Потому что труд – это любая полезная целенаправленная деятельность, в которой мы расходуем наши ресурсы. Можно не быть оформленным на работе или профессионально не заниматься, но тем не менее, весь день быть в трудах для других и для себя, чтобы быть в порядке. Держать себя в порядке, это тоже труд, который нуждается в вознаграждении. Пенсия, которую платят старикам, это деньги не на то, чтобы они просто пьянствовали или в домино бы играли, это деньги на то, чтобы они трудились в том ритме, в котором они могут и должны. Трудились по дому, нянчились с внуками, ездили бы в санаторий, поправляли здоровье и тому подобное – это всё работа.
Тема труда у нас – это 1 мая. Это праздник Иосифа Труженика, как вы знаете. Праздник был учрежден не с момента основания Церкви, не Иисусом Христом – может быть, вы это тоже знаете. Праздник этот придумал папа Пий XII в 1955 году на фоне борьбы католической Церкви за рабочего человека. В Италии это было горячее время: это был разгар холодной войны, с одной стороны, к власти стремились коммунисты и социалисты, с другой стороны, была католическая партия, христианские демократы, социалисты. Они блокировались с другими католическими партиями, с правыми, с националистическими и даже профашистскими партиями, чтобы получить большинство на выборах. То есть, борьба за рабочего в католической Церкви была вплетена в политическую борьбу. Учреждение этого праздника имело, конечно, не только духовное значение, но и всякое другое, в том числе политическое.
Фигура Иосифа Труженика: всех добродетелей у него полно, он и трудолюбивый, он и смиренный, и воспитал такого приемного сына – пример для рабочего человека. Насколько это хороший пример? Можно подумать, чем он хорош, чем нет. Есть апокрифическое житие Иосифа Обручника, там говорится, что он плотничал, Иисус ему помогал. Это житие апокрифическое, оно официально не признано католической Церковью, но все благочестивые морализаторские истории для рядовых верующих черпают информацию из него.
Плотник – хорошая ли это работа, квалифицированная ли? В Палестине она считалась одной из наименее квалифицированных и наименее почетных наряду с пастушеством. То есть, этим занимались самые бедные люди. Не стал он расти дальше как профессионал. Был ли он хорошим плотником? Не знаем. Какая у него квалификация была, непонятно. Может быть, он болел, может быть, согласно этому житию, он воспитывал Иисуса вместе с кучей собственных детей от предыдущих браков, может быть, просто семья не вылезала из бедности. Этого мы точно не знаем. И, собственно, для Евангелия это неинтересно. Для Евангелия интересно, что он этого необычного Младенца спас. Спас от смерти. И не прогнал Его Мать. То есть, если говорить о труженике, то с точки зрения Евангелия главным оказывается не профессионализм, не квалификация, не производственные успехи, а совсем другие вещи, о которых мы сказали. Способность сохранить жизнь Иисусу – ребенку и его матери – семью сохранить.
Возвращаюсь к первомайской теме: если у католического труженика есть семья, то центр интересов у него находится не на работе, а в семье. Если у него нет семьи, то центр интересов у него тоже не в технической части профессии, а в человеческой части профессии. Если это так, то не возникают бесчеловечные и античеловечные технологии, не возникают трудоголики – люди с болезненной зависимостью от труда. Культура этих людей труда имеет другой вид, нежели сейчас. Про это можно долго говорить, но я на всякий случай не буду.
Я бы хотел помолиться за самого папу Пия XII, потому что, судя по его биографии, он был типичный трудоголик. Он умер, когда ему было за 80, но на посту Папы он перенес три операции по омоложению, его пичкали какими-то гормонами. В результате он стал страдать галлюцинациями, и говорят, что коридор в Ватикане оглашался его жуткими ночными криками. Праздник Иосифа Труженика он учредил как раз года за три до смерти, уже будучи больным. Хотя он умер от инфаркта, но его личный врач потом говорил, что он был весь изношен от перенапряжения. Конечно, встает вопрос, насколько престол – рабочее кресло Папы Римского –действительно требует такого перенапряжения. Может быть, оно требует других каких-то усилий. Но при Пие XII произошли важнейшие события и в Церкви, и в мире, связанные со 2 Мировой войной, связанные с процессами после войны. Так что хотелось бы за него помолиться. Подай Господи. Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2015