Проповедь 11 июня 2015 – Св. Варнава, Апостол Память (латинский обряд)
Июнь 21, 2015Деян 28, 16-20. 30-31; Ин 21, 20-25
Концовка Евангелия от Иоанна. Что говорить сейчас, я не знаю, потому что большая усталость после группы. У нас так складывается, что у кого-то жизнь на переломе или на кажущемся переломе, и этот перелом связан с перестройкой семьи. С перестройкой семейных связей, в которые мы вписаны и привязаны этими связями к другим. Даже небольшие изменения этих связей – не то, что конфигурация структуры – даже небольшие изменения всегда болезненны и мучительны. Происходит изменение связей и грядущие переезды, разъезды – как правило, это связано с изменением места жизни. Человеку кажется, что он это все может преодолеть и превозмочь и строит какие-то планы, но на самом деле все в руке Божьей.
Единственную вещь я для себя усвоил из наблюдения над жизненными делами и вообще над устройством мира – все Божьи дела делаются через ухудшение. Сначала становится хуже. Это можно как-то объяснять на физических примерах, на жизненных, но и без объяснений так и есть. Когда пытаешься вырваться из привычного круга, всегда начинают сказываться такие связи, которых мы не видим и даже не думаем о них, но они отражаются в виде каких-то происшествий или несчастий или ухудшения нашего состояния как бы непонятно почему. Пока все это на невидимом уровне не перестроится, улучшение на видимом уровне не наступит. Поэтому все жизненные изменения нам приходится встречать, начиная с покаяния.
Капитуляция – не перед собой, не перед Н., не перед людьми, а только перед Богом, перед главным Хозяином судьбы человека. Когда мы эту вещь отпускаем, прекращается наш бунт против невидимых сил, и все как-то перестраивается более или менее гармонично. Поэтому покаяние – это не просто моральная категория, так же, как и заповеди не просто моральная категория, а это то, как устроен мир, и как нам в устройство этого мира, устроенного Богом, хорошо вписаться, точно вписаться. «Вписаться» – это не очень хорошее слово, потому что оно подразумевает какие-то эгоистические интересы, приспособленчество. А тут такое особое вписывание, за которым стоит опять-таки фундаментальный принцип Писания. Кто полюбит свою жизнь больше Бога, тот потеряет ее, а кто потеряет свою жизнь или отдаст ради Бога, тот ее приобретет. Больше не хотелось бы на эту тему толковать, потому что этим принципом на самом деле все наши маленькие дела определяются. Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2015