Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 16 июля 2015 — Четверг 15 рядовой недели

Август 18, 2015

vdgoes_val_adam

Исх 3, 13-20; Мф 11, 28-30

На группе был высказан тезис: бывает так, что у человека всё хорошо, и он начинает грешить. Это совершенно не так. Это относится к людям, которым кажется, что у них всё хорошо. Грехопадение человека в книге Бытия изображено так, что показывает: падший человек несчастен, какой бы хорошей ни представлялась ему его жизнь. Потребность грешить всегда происходит от дефицита любви. Когда в человеке мало любви, ему плохо. Чем это ни пытайся заслонить – деньгами, морем, солнцем, покоем, любовниками – все равно у человека есть червячок внутри, этот дефицит, который заставляет его идти наперекор тому порядку, который Бог задумал и установил для творения. Другое дело, откуда у человека берется поверхностное представление о своем благополучии, и почему этот дискомфорт от недостатка любви внутри не ощущается именно как дискомфорт, а ощущается как стремление получить наслаждение за счет использования другого человека, за счет унижения другого человека, за счет проявления власти над ним в отношениях.

Энциклику Папы Франциска об экологии, о которой я уже тысячу раз говорил, называют революционной в смысле смены позиции католической Церкви. Но ничего такого революционного в ней нет, эти идеи с развитием экологии человека они есть и у предыдущих пап, и у Бенедикта это есть вовсю. Журналисты имеют в виду, что вместо идеи господства человека над природой, которая якобы была присуща католической Церкви, возникла новая позиция: быть в гармонии с природой, дружить с природой, с живыми существами, с неживыми, неважно. Это такая журналистская глупость, потому что идея господства – это идея Просвещения. Идея покорения природы. В Библии ничего такого нет, конечно.

А этот пафос освоения пространства через подчинение его себе, это позиция с существенно греховной червоточиной. Это эпоха великих географических открытий, освоения Америки, других континентов. Они проходили именно в такой вот парадигме покорения. Традиционное миссионерство, о котором мы сейчас читаем и понять ничего не можем: если туземец не мог произнести по латыни Символ веры, его убивали как грешника, неспособного к обращению, которому нет места на земле. Потом это все пришло в нашу эпоху. Я когда-то прочел книжку «Тайна двух океанов» известного советского фантаста Григория Адамова. Как там показана жизнь морского дна, или жизнь моря? Бушующие страсти, когда все друг за другом охотятся, все морские твари. Страстно пожирают друг друга, борются, в этом проходит жизнь. Автор видит в этом пафос также и человеческой жизни: классовая борьба, отовсюду враги, японские шпионы, английские шпионы, всякие другие. Покорить их всех, победить их всех – вот это пафос. Этот пафос в культуру очень въелся. Хочется сказать, «банда атамана Зеленого» борется за экологию, это такой же стиль, агрессивный зеленый стиль.

Противостоит этому, как мы сейчас привыкли считать, восточный подход – быть в гармонии. Быть в гармонии с миром настолько, что там червяка раздавить нельзя. В чань-буддистских монастырях в Китае пожилые монахи, которые достигли высокой степени совершенства, освобождались от земляных работ, потому что случайно могли поранить червя или жука, для них это было уже субъективно непереносимо. Это как бы контркультура, которая пришла на Запад в 20 веке в виде индуизма, дзен-буддизма. Но в этой парадигме есть другая вещь: там человеческая мысль ничего не стоит, и человеческая воля ничего не стоит. Сознательная воля ничего не стоит. Стóит состояние человека, состояние гармонии, в котором у человека появляются правильные мысли, правильные поступки, правильный взгляд на мир. Казалось бы, что святой Франциск Ассизский чему-то такому же учил, что он был человеком такого же типа, когда говорил «брат Солнце, сестра Луна», когда во время дождя собирал дождевых червей, выползающих на дорожку, чтобы их случайно не раздавили. Но это не то.

Мышление и способность сознательно выбирать позицию, способность к сознательной борьбе – я полагаю, что это все дары Божьи. Эти способности, конечно, были искажены грехопадением, но правда в том, что идеальной гармонии, покоя и хорошего самочувствия, по большому счету, на Земле не бывает и не может быть. Путь к гармонии идет через борьбу. Через особую борьбу с грехом, борьбу за любовь. Но и на этом пути есть жертвы. И насилие есть, и жертвы. Никуда не денешься. Когда Иисус в Евангелии говорит «Иго мое благо и бремя Мое легко», это не означает, что Его бремя ничего не весит. Оно легко только в том отношении, что мы, грубо говоря, не стараемся бежать впереди паровоза. Не пытаемся за Бога сделать вещи, которые делает Он. Суть смирения и этой легкости – только в этом. Но то, что нам надо сделать, мы должны делать. Такая сбивчивая проповедь. Спасибо.

© Священник Сергей Николенко 2015

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website