Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 24 сентября 2015 – Четверг 25 рядовой недели

Октябрь 17, 2015

Притч 30, 5-9; Лк 9, 1-6

Когда ты, Н., рассказывала, я вспомнил один эпизод – не в первый раз рассказываю. Это было лет, наверное, двенадцать назад, когда меня пригласили в Тбилиси порассказывать какие-то вещи. Один день я разговаривал с местными катехизаторами. Кто-то помоложе, кто-то постарше, часть из Тбилиси, часть из деревень вокруг Тбилиси. Не помню, какая тема там возникла, но что-то, связанное с нравственностью. Я спрашиваю: вот, допустим, у вас есть участок земли, что вы выберете – засеять его пшеницей или построить на этом участке казино? Тогда казино везде были, на каждом шагу. Они задумались. Не смогли ответить. Потому что «и то хорошо, и это хорошо, и пшеница хорошо, и поиграть людям хорошо». Все хорошо. Я был в полной растерянности – понял, что не могу им объяснить про нравственность, чего хотел. А хорошие все собрались люди – и хорошие, и набожные.

Тут, конечно, вопрос такой, что все вещи на свете с одной стороны полезные, с другой стороны опасные. Если вещь не очень полезная и не очень опасная, то можно с ней обращаться без особой ответственности. Но если опасность велика, то нужно быть очень аккуратным. Допустим, наркотик – это тоже и полезная, и опасная вещь. В медицине при анестезии без наркотика не обойдешься никак, но с другой стороны, от наркотической зависимости люди становятся калеками и гибнут как мухи. Поэтому в обществе по части распространения наркотиков строгое законодательство. Алкоголь менее сильная вещь, чем наркотик, поэтому общественных запретов на алкоголь меньше. Есть важная и позитивная функция алкоголя – он дает человеку на время забыться. Необходимость забыться у человека есть. Часто перед принятием какого-то важного решения или чтобы взглянуть на вещи другими глазами, нужно сделать для сознания перерыв. Могут быть разные способы устроить такой перерыв. Один из них, зафиксировавшийся в культуре, – это принятие алкоголя. Если это у человека превращается в систему, которая помогает человеку систематически не жить в реальности, тогда это плохо, конечно.

Все-таки про простых людей. Простые люди живут больше сердцем, чем головой. Это дает, с одной стороны, большое преимущество перед умниками, потому что все реакции оказываются цельными, непосредственными, искренними, а непосредственная реакция замечательна тем, что она происходит вовремя. Пока человек обдумывает, как лучше сделать, так или иначе, проходит время. Ситуация как бы уже другая, поезд ушел, и так далее.

Вот человек простой, даже не то, чтобы простой, сейчас я говорю о рефлексии, непосредственный человек. Его беда в том, что он не может заглядывать далеко на несколько шагов, и поэтому его оказывается проще обмануть. Он под влиянием чувств, под влиянием импульса делает шаг, а потом оказывается, что его чувствами просто кто-то ловко сманипулировал. Поэтому общество так сложно и организовано: есть люди действия, есть люди более созерцательные, есть простые люди, есть интеллигенция. Когда они составляют один народ, который находится в общении, они дополняют, как бы предостерегают друг друга от ошибок, помогают друг другу.

Книга притчей Соломоновых – это жанр высказываний, афоризмов. Он восточной мудрости вообще присущ. Тут эта просьба Богу: избавь меня от богатства и избавь меня от нищеты. Просьба к Богу избавить от крайностей. Да, богатство дает человеку и власть, и свободу, и возможность состояться, но «власть» и «состояться» – это разные вещи. Для Бога состоявшийся человек – это тот, кто способен использовать те возможности, которые у него есть – ресурсы, богатство – для любви, для милосердия, для помощи другим. Получается такое противоречие. Потому что богатство – это вещь, которую обычно получить легко, но трудно удержать. Для того, чтобы разбогатеть на неделю, на полгода, большого ума не нужно. Разбогатеть на месяц – это просто пошел, взял кредит, и ты уже богат. А удержать богатство – это требует и больших усилий ума, и сил. Для Бога проблема в том, что эта деятельность может захватить всего человека. Превращается в навязчивую идею, в страсть. Это так же, как с наркоманом, с алкоголиком. Поэтому этот мудрец в книге Притч так и говорит, и то же самое он говорит о нищете. Это такая же вещь. Когда я лишен элементарных вещей, сосредотачиваюсь на приобретении необходимого и вижу, что у всех жизнь легче, чем у меня, то забота о хлебе насущном и зависть к людям тоже превращаются в навязчивую страсть.

Быть средним человеком – это на самом деле большой дар Божий. Большая часть из нас – это люди средние, со средними возможностями, со средним достатком, со средним умом. И это дар Божий. Чтобы проявить милосердие к другому человеку, мы можем особо не напрягаться, как бы не иметь особых искушений в этом отношении.

Сейчас будем молиться за Н., за Божью дочь. Сейчас идет процесс очищения личности, и личность становится более прозрачной для Бога. Думаю, что у нее это будет и уже есть – увидеть в настоящем свете ее этапы жизни, детство, молодость, отношения с людьми, с детьми. Увидеть вещи, о смысле которых она не задумывалась. С другой стороны, увидеть Божью любовь и прощение, избавиться таким образом от лишнего чувства вины, которое было по жизни, вины и стыда. Нашими молитвами мы всему этому можем как-то способствовать. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2015

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website