Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

8 ноября 2015 – Неделя 23-я по Пятидесятнице

Ноябрь 20, 2015

rich-man-and-lazarus-600x359

Еф 2, 4-10; Лк 16, 19-31

Чтение из Послания к Ефесянам начинается со слов «Бог, богатый милостью». Значит, богач. Здесь Бог перед нами предстает как богач, у которого есть сокровища, есть ресурс власти. Нормальный богач направляет свои деньги, свою материальную мощь для достижения власти здесь на земле. Влияет на политику в стране или, по крайней мере, у себя в области, в районе. Он как бы распространяет свободу существовать как ему приятно на подвластную ему человеческую территориальную сферу. У Бога таким ресурсом является Его любовь.

В притче про Лазаря идет полемика с Авраамом – даже не полемика, а разговор. Авраам говорит, что «между нами и вами утверждена великая пропасть, и перейти оттуда сюда и отсюда туда невозможно». Это вещь, которая не увязывается с милосердием Божьим, по крайней мере, с милосердием, как мы привыкли его понимать. То есть, этот ресурс любви Бога оказывается конечным, доходит не до всех. Как преодолеть это логическое противоречие со всемогуществом Бога? На уровне теории оно не преодолевается, но мы видим, что у Иисуса оно преодолевается на уровне ощущения, что все люди – это дети Божьи. Все мои дети. Отношение к каждому человеку как к своему ребенку. Как мы видим в Евангелиях, Иисус дает эту силу: молиться за всех людей и идти на крест за всех людей.

Это человеческая солидарность, о которой я говорил на проповеди в четверг. Она ощущается Иисусом: если сказать попросту, это ощущение не обманчивое, а реальное, что другой человек – это я. Другой человек, который пропал: поставил себя в позицию противника Бога, и пропал. Он сделал много неприятного, отвратительного мне, но он – это я. Вершина светского европейского гуманизма – это такое понимание. Понимание общности людей. Поэтому выбрасывать этот гуманизм в помойку нельзя, а надо черпать из него богатства, которые в нем есть.

В сегодняшнем тропаре есть фраза «Пленил Ты ад, не искусившись от него». Как это понять? Что имели в виду богословы, которые писали этот тропарь? Как можно искуситься от ада? Думаю, что искуситься отчуждением от этих людей. Отчуждением, неподъемностью их страданий, которые не чисты, а всегда соединены с грехом. Это все нас отсылает к исходной строчке «Бог, богатый милостью». Попросим у Него от этого богатства нам отсыпать. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2015

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website