14 января 2016 – Четверг 1 рядовой недели
Январь 20, 20161 Цар (1 Sam) 4, 1-11; Мк 1, 40-45
История с филистимлянами поучительная – идея того, что ковчег не помогает. Эта история – это прелюдия к мысли, которая находится за пределами этого отрывка: что нужен хороший царь. Если будет хороший царь, тогда и ковчег сможет помочь в победах. А сейчас Бог помогает через поражения. Идея, тяжело принимаемая иудаизмом и другими позитивными религиями – идея о том, что Бог может мне помочь через мое поражение.
Другая вещь – по версии книги Царств, по версии Пятикнижия иудеи претендовали на то, что ими прямо будет править Бог. Показывается иллюзорность этой модели, что нужен какой-то посредник между Богом и народом, который будет собирать народ, дисциплинировать и как бы отдавать этот народ в руки Бога. Идеи царя и священника – очень близкие. Просто священник делает то же самое другими средствами. Есть жизненная необходимость в хороших правильных вождях. Где их взять, непонятно, потому что если общество уродливое, то и религиозные деятели уродливы, и политические деятели.
Сейчас дело не в России, и не в Америке, и не в Турции, дело в том, что общество должно выдвинуть таких лидеров, которые не были бы жестокими, не были бы эгоистичными, и одновременно не давали бы сесть себе на шею – себе и народу. Время идет, а успехов тут больших не видно. Опасности все возрастают, … увеличивается количество ядерных держав. Чем более режим авторитарный и жестокий, тем с большим рвением он ведет разработки в области атомного оружия и в других видах тоже.
Мы живем в условиях кажущейся безопасности: до Москвы докатываются какие-то взрывы, но это для огромной Москвы капля в море – взрывы домов, взрывы в метро – а так мы на своей шкуре, по сути дела, ничего не ощущаем. Теории только – из телевизора. С одной стороны, жизнь в благополучии дает возможность воспитать детей, дать им образование, дать ощущение уюта в жизни. С другой стороны, жестокая правда жизни, где есть война, где есть абсолютная неуверенность, проснешься завтра или нет, это очень сильное средство показать человеку, насколько он зависит от воли Бога. Если нам сейчас в нашей вялотекущей жизни приходится как-то искусственно напоминать себе, что мы зависим от Бога, то там это происходит каждый день, каждую минуту. Неслучайно самые суеверные и религиозные люди – это летчики, военные, представители подобных профессий. Хочется, чтобы Бог нас поберег как личностей, но встряхнул бы. Встряхнул бы, чтобы можно было обратиться к Нему с воплем – с воплем всем сердцем, всеми силами. Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2016
Изображение: Бенджамин Уэст, Иисус Навин переходит Иордан с Ковчегом Завета (фрагмент), 1800