Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

6 января 2016 – Рождество Христово

Январь 20, 2016

06078_nativity_crop

Гал 4,4-7; Лк 2, 1-20

Мы сейчас в храме, где все так красиво, чисто, замечательно. Тут и рождественская сцена в хлеву, и мы наше празднование переносим в духовную плоскость, а на самом деле в идеализированную, даже идиллическую. Все мило, и пастухи, и все такое. Понятно, от кого эта история могла прозвучать, от силы от самой Марии, но трудно сказать. Уж точно не от пастухов, потому что после этого молодая семья из Вифлеема убегала в другое место, в Назарет. Понятно, что об этом происшествии, если оно было, на новом никто не вспоминал. Я, может быть, наивные соображения излагаю, но я хочу обратить внимание на трудность, которая перед нами стоит. То, что было там и тогда, это тайна, в большой степени для нас закрытая. С другой стороны, есть атмосфера праздника, которая включает в нас стереотипы торжественности, радостного ожидания, всего такого. Мне в таком большом храме, поскольку привычки нет, хочется прежде всего вытянуться по стойке смирно и говорить что-то рубленым деревянным голосом. Однако хорошо бы все эти вещи разгрести и проникнуть в существенное, что было. Что было, и что из этого празднования Бог нам дает утащить с собой в сегодняшний и завтрашний день.

Каждый год у меня разные ассоциации. Иногда возникает ассоциация, связанная с моим рождением: с тем, как я появился на свет из ничего, из истории моих родителей, из какой-то непонятной яйцеклетки, сперматозоида, это прозаические такие вещи, — и возник я. В Средневековье человека связывали с целым космосом и говорили, что человек – это микрокосм. Столько я в себе всего нахожу – понятное дело, когда не сижу за компьютером и не раскладываю пасьянсы от глубокой тоски. Откуда это все взялось, как это во мне существует, неужели в каждом человеке это есть? Это все чудо, и Рождество для меня – это напоминание о том, что Богомладенец (кстати, это понятие тоже не раннее) появился, и по устройству, по хромосомному набору Он был такой же, как я, как каждый из нас, несмотря на историю с зачатием от Святого Духа. Я пытаюсь понять, ощутить, как я связан с Богом через этого Младенца – уже не Младенца, а через другую, совсем созревшую Личность, которая уже во многом и, наверное, очень сильно непохожа на того Иисуса, который изображен в Евангелиях. Но Личность та же. Есть непрерывность.

Когда я думаю, пытаюсь ощутить телом, как я связан с Ним, то инсайты и хвостики этой связи я получаю через анализ того, как я связан с людьми. То, что в Катехизисе скучно называется «таинственной солидарностью людей в человечестве», это вещь, которую ловит, как антенна, прежде всего мое тело и мои каналы восприятия, о которых я не знаю, и в последнюю очередь ловит мое сознание. И как прекрасно, когда сознание, уловив этот опыт, оказывается способным его удержать, не потерять среди будней. Мы это прекрасно знаем, прежде всего, по связи с матерью. Когда с матерью отношения плохие или ей плохо, даже если мы все понимаем, находим этому объяснение и оправдание, все равно телом мы болеем. Эти каналы связи с матерью – это тоже предмет рождественской медитации, это то, как Иисус был связан с Марией. Почему Она на свадьбе в Кане говорила людям: «делайте как Он вам скажет», когда Иисус капризничал и говорил: «это не Мое дело, что Мне до этого». (Ср. Ин 2, 1-5). Мы связаны между собой и связаны с основой нашего существа, с Источником того, что сделало нас находящимися в существовании, если можно так сказать.

Вот это темы, аллюзии рождественского праздника. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2016

Изображение: Брайан Кершинсник, Рождество.

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website