28 февраля 2016 – Неделя о блудном сыне
Март 18, 2016В этой притче видится принципиальное различие между светской и духовной властью, не церковной, а именно духовной. Потому что светская власть пользуется законами, действующими на основе справедливости, и в Церкви тоже есть этот элемент справедливости, но все-таки духовный принцип Церкви – действовать по любви, которая больше справедливости. Старший сын поступает и судит вполне по справедливости: младший сын согрешил, наделал преступлений – хоть он и покаялся, все равно по справедливости должен быть наказан. Одно другому не противоречит. Уровень, на котором судит Отец, выражен в этой притче одной фразой: «брат твой был мертв и ожил». Мертв и ожил – когда событие видится на этом уровне, то действительно, есть повод для большого праздника, которого старший сын не видит. Потому что для него – вот младший сын жил, и ничего с ним не произошло, как был скотиной, так скотиной и остался. Пришел к отцу, когда припекло, а пройдет еще какое-то время – опять уйдет, и так далее. Мы даже не можем сказать, что старший сын по-своему не прав, все очень может быть, покаяние – это вещь не очень устойчивая. То есть, она такая же хрупкая, как доверие к Богу.
Вчера было шествие в память Немцова. Конечно, у него подтекст совершенно политический, это протест против действующей власти, которая не только допустила такое убийство, но и покрывает его. Но вопрос в том, что они предлагают вместо этого. Люди, которые находятся в оппозиции, тоже далеко не идеальны, как они себя поведут, оказавшись у власти через год, через два, через четыре, неизвестно. Вообще думал, что архиепископу пора бы уже писать в преддверии осенних выборов воззвание к верующим. Потому что политика и власть, представляющая государство, – это для Бога дело важное, не только для нас. Тут важно провести различение духов. Повторяю, что идеальных претендентов нет, и идеальной партии нет, идеальной среды, окружающей и воспитавшей кандидата нет. Но все-таки нужно смотреть, разделяя главные вещи и второстепенные. В какой мере человек является популистом. Настроен ли он ради выигрыша давать обещания, которые заведомо никогда не сможет исполнить. То есть, это критерий того, расходятся ли слова с делом. Тут даже не так важно, верующий этот человек или нет, он вполне может быть агностиком, но атеистом он не может быть, потому что он тогда просто не сможет понять, что такое Церковь, что в ней есть по-настоящему хорошего. Атеист в этом отношении – человек принципиально ограниченный по сравнению с честным агностиком, который и видит серьезные практические недостатки в религиях, и одновременно понимает, что некая основа объективная там есть.
Конечно, очень большая трудность заключается в том, что мы, обыватели, политических деятелей не видим, мы видим их портреты, которые заботливо создаются политтехнологами, специалистами по средствам массовой информации. Обрывки выступлений, которые нам показывают, это все отдельные ракурсы, в которых кандидат показывается или позитивно или пренебрежительно. Чтобы этого политического деятеля как-то понять и узнать как следует, нужно вариться в кухне, находиться в самом этом движении и быть достаточно близко к этой персоне. Такой возможности нет, и тут на практике мы выстраиваем цепочку или серию цепочек. Мы выбираем для себя сайт или телепрограмму, канал какой-то на радио, которому мы доверяем более или менее. Тут критерии могут быть самые разные, может быть, просто голоса дикторов не вульгарные. Дальше, доверяя этим СМИ, этим источникам, мы уже на их основе выстраиваем для себя портрет человека и стараемся понять: все-таки он просто проходимец или типа старшего сына, или все-таки в нем есть потенциал мудрости, который приближает его к Отцу – к отцу из этой притчи. Важно, что сам отец – не специалист, не экономист, не политик, он мудрый человек, который подбирает вокруг себя людей по этому критерию. Младший сын обрел в покаянии начаток мудрости, и отец его к себе принял. А критерий выбора между худшим и совсем плохим – конечно, не годится. Это критерий, совершенно неугодный Богу. Выбирать можно только между хорошим и плохим, между добрым и злым. Докопаться до этой сути, в общем, это наша задача, какими бы ничтожными мы не казались, как общественная сила. Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2016
Изображение: