10 апреля 2016 – Неделя 4-я Великого поста, св. Иоанна Лествичника (византийский обряд)
Май 7, 2016Быт 22, 1-18; Евр 6, 13-20; Мк 9, 17-31
Неделя Иоанна Лествичника – интенция этой недели: борьба с бесами. Сам он, в основном, помалкивал, молился Иисусовой молитвой. Человек был довольно образованный и в своей книге «Лествица» составил типологию из восьми основных бесов. Это было тогда принято в сирийском и египетском монашестве VI-VII века.
Говорится о повседневных бесах: утренний, полуденный и вечерний. Утренний – это сладострастие и честолюбие, полуденный – уныние и безнадежность, вечерний – чревоугодие. Это нормальные циклы смены психического состояния – они происходят с человеком, особенно немолодым, который ведет отшельническую и созерцательную жизнь. С утра голова еще ясная и обуревают идеи, что я мог бы еще сделать. Честолюбивые идеи. Вечером за день намучаешься, устал, голодно – хочется поесть и как-то укрепиться. Возлагаешь на это надежды. Но самый противный – это полуденный бес. День в пустыне, зной, от зноя не спрячешься даже в тени, мухи. Это тянется часами. Когда стараешься подойти к воде, где прохладнее, там насекомых вообще видимо-невидимо, они просто облепляют.
Я почему рассказываю – потому что знаю. Под Саратовом, когда я в июле в самую жару ходил в одиночные походы – там устраиваешь дневку, лесов-то почти нет, в кустах каких-нибудь, пески и кусты. А дневка – это время, когда особо нечего делать. Пережидаешь эту жару, и все происходит именно так. Это очень муторное состояние. Оно еще связано с естественными ритмами человека. У людей с ослабленной нервной системой с 3 до 5 часов дня – депрессивное время. Есть, с одной стороны, эти естественные психологические и психические состояния, с другой стороны, есть бесы, которые эти состояния усугубляют. Которые говорят, что это никогда не кончится, ты никому не нужен, никто тебя не любит. А утренний бес говорит, что ты еще ого-го, столько можешь сделать, еще можешь жениться и выйти замуж пару раз. Вечерний бес – это когда на фоне усталости за день хочется, наконец, оттянуться. Настрадался, нужно еды побольше, всего нахапать, побольше, наконец, компенсацию получить – это все бесовские вещи. Здесь они привязаны к времени суток, но на самом деле нет – как дело пойдет.
В Евангелии этот юноша или ребенок с эпилепсией. Ученики Иисуса молятся-молятся, произносят формулы изгнания этого беса и исцеления, ничего не получается. Получается только молитва. Молитва того, у кого она имеет силу. Монашеская традиция – это традиция такого ритма жизни, когда отдаешь все, что у тебя есть, Богу. С этими бесами перебарываешься внутри себя. Все время получаешь опыт, что собственных сил-то для этого нет. Обращение к Иисусу, к Богу – терпеливое. Оно помогает дождаться помощи, дождаться вмешательства. В этой борьбе человек сам не замечает, как его молитва получает силу. Силу над бесами. И становится как молитва Иисуса.
Но неслучайно в сегодняшнюю литургию Слова, посвященную Лествичнику, включена еще история с Авраамом. Поверить сверх надежды. Довериться Богу сверх логики происходящего. Бог мне сказал, что Исаак – мой единородный сын и из него произойдет мое потомство, и одновременно мне кажется, что Бог говорит: надо его принести в жертву Богу, как это вокруг принято. У меня всё разрывается в голове и в сердце. Но я поступаю так, как чувствую, что говорит Бог – верю Богу. Это меня выносит в разрешение ситуации, в обновление. Я сейчас очень плохо это, конечно, описываю, но борьба с бесами – это больше верить Богу, чем себе. Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2016