Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

17 апреля 2016 – 4 воскресенье Пасхи (латинский обряд)

Май 7, 2016

Pope-Francis-and-Patriarch-Kirill-900


Деян 13, 14. 43-52; Откр 7, 9. 14b-17; Ин 10, 27-30

Давайте сейчас вернемся к первому Чтению. Иудейская община в Антиохии Писидийской – это была сравнительно небольшая группа иудеев, которые как иудеи диаспоры жили там довольно давно. Но положение в диаспоре Римской империи у иудеев было довольно неустойчивым. Иудея считалась буйной провинцией Римской империи, происходили волнения. Эти волнения отражались на условиях жизни иудеев в диаспоре. Поэтому они заботились, чтобы в синагогальных общинах было спокойно, чтобы городские власти не тревожились. Тут мы читаем, что являются грекоязычные иудеи Павел и Варнава и начинают в синагоге проповедовать что-то несусветное, обращают язычников. Ведут себя нелояльно по отношению к римским властям, обращают римских граждан в свою непонятную веру. Что сделали иудеи, как мы здесь читаем? Они обратились к верхушке города, к властям, к аристократии и настроили их против Павла и Варнавы. Те прогнали их.

Я почему обращаю на это внимание? Потому что мы говорим о евангельских заповедях в плане межличностных отношений, и Иисус в Евангелиях все время говорит об отношениях с близкими. А уровень, о котором мы читаем в Деяниях апостолов, это уже другой уровень, это политика. Существует вопрос: может ли политика быть христианской, евангельской, а не руководствоваться интересами более насущными, которые поджимают: безопасность общества, благополучие, сохранение блага и тому подобное. Теологический ответ на этот вопрос как бы тривиальный: все сферы человеческой деятельности пронизаны и грехом, и последствиями первородного греха. Может быть, самая тяжелая область, в которой Евангелию Христа приходится пробиваться к человеческой жизни – это область политики.

Вы, наверное, помните о том, что месяц назад встречались Папа римский и патриарх Кирилл в Гаване. В мировом масштабе это событие, конечно, небольшое, потому что Церковь нашей Патриархии в мире – это небольшая Церковь, но в масштабах России, тем более, в масштабах Украины – это очень большая Церковь. На Украине больше половины приходов – Церковь московской Патриархии. Надо сказать, что украинские грекокатолики приняли эту встречу, в общем, недружелюбно. То есть, не столько саму встречу, сколько совместное обращение, которое было принято в ходе этой встречи. Обращение, не знаю, читали ли вы его или нет, в котором события на Украине, война на Украине упоминались без какой-либо политической оценки. Предстоятель украинских грекокатоликов сделал заявление, что, мол, они чувствуют, что Ватикан как бы обманул их, не поддержал их в борьбе за счастье Украины.

Но интересно, что последовало после этой встречи. Католическая Церковь выступила так, что эта Церковь, как мы читали в сегодняшнем Чтении, в Евангелии – это Церковь для всех людей. Сейчас я остановился бы на этой теме. Руководство католической Церкви видит свою задачу в том, чтобы помочь всей Украине, независимо от экономических, религиозных, политических разделений, которые есть сейчас. После договоренностей, которые были достигнуты у Папы с патриархом Кириллом, впервые апостольский нунций на Украине смог попасть в Донбасс, в восточную часть, и посмотреть, что там делать. После этого папа Франциск объявил в католической Церкви день сбора помощи для Украины. Для всей Украины. Только благодаря тому, что есть договоренности с православными, эту помощь пропустят в восточную часть Украины. Это я привожу как пример соединения политики и Евангелия.

Надо сказать, что папа Франциск сильно волновался перед встречей с патриархом Кириллом. Он боялся, что эта встреча пройдет формально, как встречаются дипломаты. И он очень хотел, чтобы она прошла как встреча двух братьев в Евангелии. Молились много, конечно, по этому поводу и с той, и с другой стороны. Благодаря этому встреча была не формальной. Вряд ли мы когда-нибудь точно узнаем, что говорилось на этой встрече, но по всем отдельным моментам, которые высказывали и Папа, и патриарх Кирилл, было видно, что эта встреча имеет для них большое личностное значение. Есть разделение Церквей на восточную и западную, которому уже больше тысячи лет и которое уже как бы в генах, но есть и надежда на его преодоление. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2016

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website