19 апреля 2016 – Вторник 4 недели Пасхи
Май 7, 2016Давайте посмотрим первое Чтение. Первые гонения. Итак, после гонений апостолы вынуждены были бежать, и там, куда они побежали, они проповедовали только иудеям. А все эти дьяконы, которые были рукоположены вместе со Стефаном, люди грекоязычные из Кипра, из Киринеи, тоже были вынуждены бежать и проповедовали грекоязычным иудеям. Получается, что между грекоязычными иудеями диаспоры и остальным греческим населением не было культурного барьера. Не так, как между иудеями и греками. Поэтому общение проходило легко, и из греков, формально язычников, которые слышали проповедь, как мы читаем, тогда великое число обратилось к Богу. Апостолам было непонятно, как к этому относиться: иудеи – это народ, избранный Богом, христиане должны быть из этого народа. Тогда они послали с инспекцией надежного человека, хотя тоже грекоязычного – Варнаву. Он пошел и удостоверился в том, что действительно на этих людей сошла благодать. Как он это определял? Очевидно, что по энтузиазму, с которым они во время молитвы обращались к Богу через Христа. Это был главный критерий.
Интересно, что это были за люди, которые пришли в грекоязычные общины. Думаю, что значительная часть их были, как мы бы сейчас сказали, невротики. То есть, люди, которым было неуютно в том кругу, в котором они жили, и они себя не ассоциировали с греческим народом, с его религией. Им казалось, что люди их не понимают, не любят. Конечно, у меня точной информации нет, я просто предполагаю на основе более позднего церковного опыта. Когда эти люди услышали новую проповедь о Боге-Отце, который всех любит как детей, проповедь Христа, они устремились в эти общины. Дальше, конечно, пошли трудности, и мы читаем в Деяниях апостолов, что энтузиазм этих людей оказался недолгим. Мы все время в посланиях апостола Павла читаем: «как же так, я приходил, вам проповедовал несколько лет, вы слушали и верили, а потом я уехал, и пришел какой-то другой безумный проповедник, рассказывающий всякую ахинею, и вы с таким же энтузиазмом пошли за ним». Это есть.
Но одновременно по милости Божьей попадали в эти общины и твердые, достойные люди. Люди, которых, если можно так сказать, вытягивало трудолюбие. Положительные персональные примеры мы встречаем в Деяниях апостолов, в посланиях – это мужчины и женщины трудяги. Не летающие с места на место, не гоняющиеся за деньгами. Люди с достаточно здоровой психикой, на которой им удавалось преодолевать искушения, оставаться постоянными, я бы даже сказал, не в мире, а в таком ощущении, что я Богу интересен, Бог меня не бросает, а продолжает обо мне заботиться, какие бы неприятности со мной не происходили, неприятности и даже трагедии. Жизнь есть жизнь. Я понимаю, что именно вокруг этих людей как опоры концентрировались многочисленные нездоровые, эксцентрические люди, невротики, и с годами исцелялись. Исцелялись, приобретали постоянство, которое необходимо для веры и для христианской жизни.
А потом прошло еще сколько-то лет, и общины начали стареть. Нужно было не просто ухаживать за немощными людьми, а эти люди, бывшие, может быть, столпами общины стали выживать из ума, впадать в уныние, продолжать учить уже и к месту и не к месту. Нужно было приобретать какой-то христианский опыт отношений к таким людям. Мы знаем, что опыт христианской жизни в разных сферах Церковь накапливала не сразу, а долго в течение десятилетий и даже веков, так как менялись условия жизни. Но основой оставалось понимание, что если даже сейчас на земле сил у меня не остается и приходится очень туго, все равно я знаю, что если Бог не успеет по каким-то причинам помочь мне здесь на земле, значит, Он поможет потом. Но все равно поможет. Аминь.
Изображение: Св. Павел проповедует в Дамаске. Собор в Монреале, Сицилия, XII в.
© Священник Сергей Николенко 2016