12 июня 2016 – Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора
Сентябрь 21, 2016Деян 20, 16-18.28-36; Ин 17, 1-13
Все время приходится бороться. Не просто за жизнь и за благополучие, а за сохранение себя как человека. Борьба с искушениями, с дефицитом того, чего реально не хватает для комфорта тела, для комфорта психики, для спокойствия за близких. Вечный вопрос в метафизической плоскости звучит как «зачем дьявол?». На метафизические вопросы ответы тоже бывают метафизические, то есть, не говорят ничего нормального. Любовь и война – если эти слова рассматривать в богословской сфере, то это просто две стороны одного и того же. Не обязательно война бывает с пушками, с танками, бывает повседневность как война. Обязательной характеристикой войны и воюющих людей нам представляется ожесточение, но в духовной войне само ожесточение является врагом, с которым надо бороться.
Триста с чем-то отцов Первого Вселенского собора, которых мы сегодня празднуем. В связи с тем, что их стали признавать, позвали к императору, на такое мероприятие, у них наверняка были далеко идущие планы относительно того, как можно хорошо сделать в империи, чтобы она превратилась в Царство Божие. Царь – Христос, Богородица – Царица небесная, а императоры и все остальные власти при них прислуживают. Никакой социальной несправедливости тогда бы не было. Можно было бы сосредоточиться не на борьбе, а просто на искушениях. На переживании присутствия Бога, переживании любви Бога. Это не получается никак, все время к внутренней борьбе присоединяется и внешняя борьба за справедливость и любовь вокруг. Не просто у себя в сердце.
Это уже называется политикой или примыкает к политике. Политика как искусство управления, искусство власти. А власть – это искусство ради добра употреблять и насилие, в тактических целях манипулировать людьми. Вопрос упирается в то, насколько вообще возможна христианская политика и христианская жизнь общества. Конечно, приходится радоваться тому, что сейчас жизнь более комфортная и более гуманная, чем двести лет назад, тем более, тысячу лет назад. Показатели простые. Два связанных показателя – это уменьшение детской смертности и увеличение продолжительности жизни. За восемьдесят жить сейчас нормально.
Но возникают и новые соблазны. Как жить со стариками, у которых лекарства жизнь поддерживают, а характер портится, здравомыслие пропадает. Требуется ухода за ними все больше и больше. Другая вещь, как обеспечить свою безопасность. Раньше безопасность лежала, прежде всего, в физической сфере. Защититься от разбойников, от хулиганов, и так далее. Это все было в повседневности, безоружный человек себя чувствовал очень неуютно. Сейчас этот уровень телесной безопасности уже как бы превзойден, и на первый план выходит защита от психологических опасностей, от эмоциональных, от того, чтобы тебя не заразили какими-то глупыми идеями или вредными впечатлениями. Это более тонкая вещь, и она, может быть, требует большей бдительности, или не большей, а какой-то другой. Бдительности, которая лежит ближе к сердцу.
Я бы сказал, что в этой ситуации приходится больше надеяться на непосредственное восприятие Бога. На непосредственные отношения с Ним, с Христом, через Христа с Ним. Церковь сейчас уже реально командовать не может, она может командовать только людьми, сильно зависимыми от нее психологически. А советовать – да. Советовать может. Но совет – это совсем другой жанр, чем команда. Совет я могу оценивать сам, оценить его разумность, мотивы, с которыми дали его, насколько он дан с чистым сердцем и трезво. С командой так невозможно. Команду надо или исполнять или иметь большие неприятности.
Жизнь короткая, и надо ухитриться научиться разговаривать с Богом. И слушать Его, слышать Его, и говорить Ему в ответ. Не просто жаловаться или чего-то требовать, а говорить в таком ключе, что «я услышал, что Ты мне сказал, и это у меня находит вот такой отзвук или такую реакцию. Что Ты на это скажешь?». Это стиль сегодняшнего дня, сегодняшней эпохи. Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2016