20 октября 2016 – Четверг 29 рядовой недели
Октябрь 28, 2016В традиционных патриархальных семьях муж – глава семьи, работник, его жена, она же невестка, тоже работница, дед – патриарх, свекровь. Когда деда нет, там раскладка такая, что главными являются муж и свекровь. Жена подчиняется свекрови, поэтому считается, что никакого конфликта между ними просто не должно быть. Сейчас у нас всё поменялось, а тогда было так. Поэтому слова Иисуса звучат дико – родители против детей, дети против родителей, и так далее. Почему так? Потому что разное видение мира, разные точки отсчета в видении мира. Первое Чтение – как бы геодезическое. Как правильно установить точку начала координат и координатной оси, чтобы правильно отсчитывать широту, долготу, высоту, глубину, всю эту геометрию. Если этот репер правильно поставлен, тогда я не спутаю верх с низом или лево и право. Говорится о том, что Троица нам дает правильный репер.
Я смотрел на относительно молодых священников на этой встрече. Они как бы широких взглядов – на литургии балуются, кто-то во время проповеди епископа смотрит картинки на телефоне. Но на самом деле это внешняя фронда, а внутри они очень глубоко правильные, заповеди, всё как надо. Каноническое право для них тоже такая святая вещь. Когда они сталкиваются с неразрешимыми проблемами, они на самом деле оказываются беспомощными. Не хватает координат на оси, картина плоская. По заповедям поступаешь – морально прав. Если нет, значит, грешник. Кайся, отказывайся от греха. А у тех, которые постарше, в эту геометрию включена еще одна координатная ось – время. Это такая мудрость: если сейчас кажется, что можно разрубить ситуацию сплеча и будет хорошо, это не так. Если разрубишь, последствия чаще всего будут еще хуже. Нужно ждать. Молиться и ждать. Неразрешимое разрешается.
Эта чувствительность – понимать, когда нужно ждать, а когда нельзя ждать, когда нужно немедленно реагировать – это как у врача, когда он понимает, что нужно немедленно оперировать, или понимает, что можно лечить. Это с возрастом приходит, на опыте переживания собственных невыносимых ситуаций, которые могут длиться годами, а потом разрешаются, и как бы их нет. Говорят «молитва прошения, благодарения, прославления». Я этого ничего не понимаю, я понимаю, что в молитве я просто нахожусь перед Богом, стараюсь Ему сказать или передать без слов, что со мной происходит, как я вижу, что вокруг меня происходит. И стараюсь отдать это Ему. Иногда получаю какой-то ответ, новое видение, иногда не получаю. Но когда получаю, важно не хвататься за него и не претворять его в жизнь, а обратить внутренний взор опять к Богу и обратить внимание на то, какой Он удивительный и непредсказуемый, и превышающий то, что я о Нем раньше думал, и то, что потом буду думать.
Как Он связан со всем этим миром, в который мы помещены. Мы стараемся видеть только маленькую часть, которая нас интересует, на все остальное стараемся плевать, чтобы не перетруждаться. Это всё удивительно устроено, жесткости очень много. Можно говорить, что Бог такой жестокий. Может быть, действительно, Его любовь такая жестокая. А может быть, есть вещи, которые Он просто не контролирует. Может оказаться, что в руках Бога начальная и конечная точка пути. А остальное, что происходит по дороге, это механические вещи, которые Богу, может быть, и не важны совсем. А нам эти вещи видятся как самые главные, как центральные. Всё плохо, Бог плохой, я плохой. Ничего не получается. Это тайна того, как Бог влияет и не влияет на происходящее. Ее головой не придумаешь, только в каждом конкретном случае. У меня, например, бывает ощущение присутствия и действия дьявола. Бывает, что он отходит. Ощущаю действие Бога как Личность-любовь, в одно слово написанное. Более складно говорить не умею про это всё. Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2016