6 ноября 2016 – Неделя 20-я по Пятидесятнице
Ноябрь 18, 2016Духовные и психологические процессы веры и покаяния связаны между собой. Покаяние означает, что в моей совести есть какой-то эталон, образец того, как правильно, как добро. Этот образец у нормального человека неявно питается в совести от Бога. Это то, что называют естественным законом. В притче о сеятеле Иисус показывает, что есть разные условия, разная почва, которая определяет способность к вере у разных людей. А здесь Он говорит о вере в Христа и ничего не говорит о том, на какую почву она должна лечь. Слушатели притчи должны догадаться сами.
Они догадываются, что Лазарь – человек простой, обделенный Богом, больной по жизни, нищий. Богач мимо него каждый день проходит и не обращает на него внимания. Хотя богач тоже по-своему неплохой человек: у него есть совесть, и совесть ему говорит, что родственникам надо помогать, братьям, сестрам надо помогать. А нищий в рассмотрение совести не входит, богач его как бы просто не видит. Для Иисуса в этой притче, по-видимому, это и является главным препятствием для веры богача. Авраам говорит: если даже пророков не слушают, то если бы кто из мертвых даже воскрес, все равно бы не поверили. Может, и поверят, но эта вера, по мнению Иисуса, всегда будет оставаться внешней, не доходящей до сути человека.
С другой стороны, сколько случаев мы видим и обратного процесса, когда человек крестился, уверовал, начинает все больше интересоваться Иисусом, больше понимать Его, начинает меняться. Начинает обращать внимание на нищего, который лежит в струпьях, понимать, что нельзя зайти в храм равнодушно, пройдя мимо этого Лазаря. Как происходят покаяние и обращение – это, конечно, всегда удивительные дела. У Бога всегда есть какие-то пути, о которых мы не думаем.
К афонскому монаху Паисию Святогорцу (1924-1994) пришел отец молодого человека, который покончил с собой, выбросился из окна с 5 этажа, и отец в горе – самоубийца, попадет в ад. На что Паисий сказал, что за время, пока человек летит с 5 этажа до земли, у него многое может произойти. Паисий тогда этого не расшифровывал, но понятно, что к обращению всегда приводят настоящие события, которые человек воспринимает не как рутину, а как исключительную опасность или горе. Смерть любимого человека или очень тяжелая болезнь, угрожающая жизни и здоровью. Какая-то измена, может быть, очень важная для человека, и тому подобное.
Чтобы покаяться и обратиться к Богу, нужно жить, не сидеть в норке, которую для себя создал и придумал для себя удобный образ жизни. Нужно быть открытым к большой жизни, к жизни, полной опасностей и неожиданностей. Сидеть в норке – это то же самое, что в аду сидеть. Только ад будет во всей полноте уже потом. Все же, как бы ни хотелось усидеть, это не удается. Бог всегда устраивает какую-то провокацию, которая человека выводит за грань привычного. Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2016