29 декабря 2016 – Пятый день в Октаве Рождества
Январь 6, 2017Я вчера служил мессу, был праздник невинных Младенцев Вифлеемских, убитых за Христа. Всегда поражает, что уже в древности этот праздник был, и в сирийской литургии этих младенцев 64 тысячи, а в коптской 144 тысячи. А историки говорят, что в такой деревне как Вифлеем, их было от двух до десяти. Понятно, что это очень символический праздник. И вообще за детей – молимся за всех детей, убитых, нерожденных. И за всех мучеников. Когда были гонения, их убивали, как и крестили, целыми семьями, с детьми.
Христианство тогда было очень молодежной субкультурой, потому что этим великим мученикам и мученицам, которых мы прославляем, было по 16-18 лет. То есть, это была достаточно радикальная компания. Сейчас у нас есть отождествление христианской веры со старцами. Что главным сокровищем в Церкви обладает геронтократия, старики всё понимают, а молодежь занимается другими вещами. А если смотреть на эту историю, то возникает ощущение наоборот, что молодые со своей радикальностью намного лучше понимали, что такое на самом деле христианство. Да и Христу все время говорят: «ты молодой человек, ты ничего не понимаешь». Хотя Он был уже зрелым мужчиной.
Сегодня, когда мы читаем про это Сретение, на всех картинках и стихах изображен Младенец, который свет испускает и освещает всё вокруг. У меня такое ощущение про духовную жизнь. Иоанн в Первом послании говорит, что Бога знает тот, кто исполняет его заповеди. Это исполнение заповедей происходит не потому, что мы их выучили, а потому, что внутри нас живет другой – Христос. Когда нам чего-то очень хочется, мы говорим «вообще это неправильно, но для меня это правильно, потому что я человек хороший и мне можно это сделать». Но когда мы с Ним пребываем в единстве, то Он очень ясно дает понять, что этого нельзя делать. Но это переживается не как что-то внешнее по отношению к нам, не как какое-то насилие, а как происходящее из глубины личности. Это присутствие больше похоже на присутствие младенца, чем старика внутри. Мы в литургии созерцаем Иисуса как ребенка только в короткое рождественское время, а в духовной жизни присутствие этого божественного Ребенка – постоянное. Аминь.
© Священник Кирилл Горбунов 2017