Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

29 января 2017 – Неделя 32-я по Пятидесятнице

Февраль 19, 2017

zacchaeus-22387_811731528903578_2441350695006961337_n


1 Тим 4,9-15; Лк 19, 1-10

Давайте начнем с Евангелия. Восстановим декорации. Закхей – начальник мытарей и богатый человек. Мытари – это налоговая служба. Пока Израиль был свободной страной, сборы налогов – это было хорошо и даже почетно, потому что всё собранное шло на народ за вычетом простительной коррупции. Когда Израиль во времена Иисуса оказался под римской оккупацией, эти налоги шли в императорскую казну, в Рим. Для иудеев это было в значительной мере омерзительно, потому что уже в те времена император Рима требовал себе божеских почестей. Иудеи привыкли к тому, что деньги идут в храмовую копилку, к Богу, и оттуда уже распространяются на нужды народа. Административная римская структура рассматривалась как совсем чужая. То, что народу навязали против его воли. Но по воле Бога наказать народ за дурость и испорченность. Поэтому отношение к мытарям было плоховатое. Должности перекупались, это был неплохой бизнес.

Закхей был начальником в этом местечке, в Иерихоне. У него такое мироощущение, что хорошо бы к Богу, посмотреть на этого нового человека, который себя считает Христом царем, и которого объявил такой авторитет, как Иоанн Креститель. С другой стороны, есть жизнь уже сложившаяся, и хозяйство, и богатство, и служба, и деваться некуда. Потому что это и престиж, и жизненный уклад, который нет сил ломать, и непонятно, что дальше.

Пробиваться к Иисусу, пользуясь общественным положением он не стал, а осмелился только на дерево влезть, издали посмотреть. А тут – раз, Иисус проходит и говорит: «Давай слезай, потому что Мне нужно быть у тебя в гостях». А на востоке, как вы знаете, гость – это такая священная вещь. Если человек к тебе в гости пришел, он тебе настолько свой, что он тебе больше, чем брат. Мы в тексте видим, какая у Закхея реакция: «Половину имения отдам нищим, и если кого обидел, воздам вчетверо». Он обидел этими налогами, по-видимому, не одного человека. Иисус говорит ему, его дому – «Ныне пришло спасение этому погибшему дому».

Что здесь важно? Чего Иисус требует от Закхея – жить по заповедям, не убивай, не кради, не прелюбодействуй, и прочее? Нет, не требует. Какого-то особого выражения веры – не требует. Каких-то особых дел милосердия – не требует. Ничего не требует. То, что сегодня Бог мог для этого человека сделать, Он сделал. Закхей увидел в жизни перспективу, увидел, что он, будучи начальником мытарей, не отрезан от Царства Божия. Посмотрим, как дальше жизнь его сложится, сможет он сочетать эту новую позицию со своим социальным статусом, или нет. Это находится за пределами текста.
Возвращаясь к первому Посланию к Тимофею…, там совсем другое. Тимофею, которому уже открылась и милость Божия, и сила Бога, преобразующая сила Духа Бога. Павел пишет: «Будь образцом для верных. В слове, в жизни, в любви, в духе, в вере, в чистоте». Чистота тут имеется в виду прежде всего сексуальная. Для юноши, молодого человека это дар немаловажный. Пишет Павел: «Заботься о даре священства, который ты получил. О нем заботься, и в нем пребывай, дабы успех твой был для всех очевиден». Попросту говоря, чтобы люди видели, что он не просто болтает языком, а действительно Бог через него действует. Аминь.

Изображение: Закхей, икона Максима Шешукова (фрагмент)

© Священник Сергей Николенко 2017

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website