Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

5 февраля 2017 – Неделя о мытаре и фарисее

Март 31, 2017

p29 (1)

2 Тим 3, 10-15; Лк 18, 10-14

Давайте сейчас пройдемся по персонажам. В Евангелии два персонажа: фарисей – иудейский интеллигент, читает священные книжки, прогрессивно верит в загробную жизнь. Чем занимается, не знаем. Может, у него есть какой-то участочек, на котором люди работают. В воскресенье на базар морковку возит и с этого живет. Мытарь – мы уже обсуждали подробно в прошлый раз, это сборщик налогов, которые идут не на пользу родной стране, а куда-то далеко римскому императору. Фарисей позиционирует себя как праведник, мытарь – как грешник.

Вторая пара персонажей – в послании к Тимофею. Павел, переносящий гонения, как он сам пишет. «Все эти гонения я перенес, и от всех Господь меня избавил». И, как он пишет «И всех, кто хочет жить свято, в единении с Христом Иисусом, ждут гонения. А негодяи и мошенники будут идти все дальше … и сбивать с пути и других, и себя». То есть, процветать, «из огня да в полымя» (2 Тим 3, 11-13, перевод РБО 2011). Проблема в том, что персонажи, которых Иисус изобразил в этой притче, не попадают ни в ту, ни в другую категорию. Фарисей и мытарь – не апостол Павел. Негодяи и мошенники – тоже, вроде, не фарисей и не мытарь. Потому что негодяй и мошенник тот, кто смело идет по жизни, с песней, а мытарь не смеет даже поднять глаз на небо. Только говорит: «Боже, будь милостив ко мне грешнику».

Иисус не говорит, что мытарь – молодец, кается так, что равных нет. А фарисей так себе, только гордится, что он лучше многих, что это не покаяние. Нет, Иисус дает относительную оценку, что мытарь пошел оправданным домой более, нежели фарисей. Но насколько более, непонятно. То есть, понятно – настолько, насколько этот эмоциональный покаянный порыв у него, по выходе из храма, воплотится в действия. Что он сможет сделать со своей жизнью. Может, и ничего не сможет, сил не хватит обратиться к Богу с надеждой на изменения. Не с покаянием «как у меня всё плохо, и прости меня, Господи, потому что у меня всегда всё будет плохо, и от Тебя я ничего не жду, я такой плохой». Это не годится. Молитва всегда должна быть «Господи, я плохой, но Ты всё равно с этим что-то сделаешь. Ты делай, а я к этому обязуюсь подключиться».

Мы не знаем подробно, какая молитва у этого мытаря. Про фарисея мы видим, что ему от Бога ничего не нужно. Ему достаточно того, что по каким-то формальным признакам, по отношениям к чужой собственности, в брачных вопросах, в вопросах религиозных постов и благотворительности он всё делает, что нужно. Благодарен Богу. Ему бы чего-то еще, но больше ему от Бога не нужно ничего, судя по этой притче. Мы понимаем, что на самом деле нужно, но, может быть, его просто так воспитали, что он не умеет понять, о чем надо попросить. Какой-то дискомфорт, может, внутри ощущал и ощущает, но привык его давить.

Подробней я к этому обращусь. У человека в душе всё такое многослойное. Есть поверхностные вещи, есть более глубокие. Когда мы каемся, мы всегда каемся в вещах, к которым Бог нас призывает, которых Он от нас ждет ради нас же, а мы этого не делаем или это у нас не получается. Павел в послании к Тимофею пишет о гонениях как о норме судьбы христианина. Понятно, что гонения не нравятся, не нравится, когда дьявол нападает, когда люди несправедливо относятся. Но гонения и страдания также, как и страдания по собственной глупости, это всегда импульс к обретению мудрости. Мудрости и святости, что одно и то же. Всегда есть возможность, чтобы Бог меня сотворил в большей степени человеком, чем я есть. Тогда приходится идти против общего потока. Апостол Павел говорил: «Плачьте с плачущими, радуйтесь с радующимися» (Рим 12, 15). Да, в смысле того, чтобы не изолироваться от людей. Но иногда приходится и наоборот делать. Радоваться с плачущими, и плакать с радующимися. Это будет жизнь по правде, по настоящей. Вводная в пост Неделя о Мытаре и Фарисее – подготовка к покаянию. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2017

Изображение: Иен Поллок, Фарисей и мытарь

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website