Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

23 апреля 2017 – Неделя 2 по Пасхе, апостола Фомы

Май 19, 2017

ii-pasqua-daniel-seiter-incredulitc3a0-di-tommaso-1700

Деян 5, 12-20; Ин 20, 19-31

В последней строке евангелист объясняет, для чего был создан этот текст – Евангелие от Иоанна. «Дабы вы уверовали, что Иисус есть Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его». Такие тексты называют богодухновенными или инспирированными. Цель этого текста не рассказать о жизни Иисуса, не дать Его биографию, не увлечь читателя описанием каких-то интересных вещей, занимательных чудес, психологических подробностей, не передать людям какую-то идею. То есть, не годится всё то, чему бывает посвящена литература. Цель – соединить с живым Христом и через Него с Богом.

Евангелие от Иоанна стоит в стороне от остальных трех. Оно построено по ясной теологической схеме. В каждой главе показывается какой-то сильный знак прихода Царствия Божьего через Иисуса – это чудеса, которых семь. Они как бы нарастают по силе, и их кульминация – это воскрешение Лазаря. Чудо, стоящее особняком. Для евангелиста Иоанна оно является событием, которое оказалось последней каплей для начальства. Был запущен карательный механизм по отношению к Иисусу. Евангелист пишет, что Иисус это всё планировал. Когда Лазарь смертельно заболел, и сестры к Нему послали, Он специально остался два дня в том месте, где они были, чтобы Лазарь умер и четыре дня пролежал в гробе, и тело бы в значительной мере разложилось. Только после этого Иисус пришел и всё сделал. Так это описывает Иоанн, но эти чудеса находятся только в первой половине довольно длинного Евангелия.

А вторая половина – это Страсти Иисуса, и очень долгая беседа Иисуса с учениками на последней Вечери, когда была дана Евхаристия в преломлении хлебов. Беседа, в которой, как кажется, Иисус всего себя хочет выложить ученикам, потому что это прощальная беседа. Всё, что Он не успел им до этого сказать, Он вкладывает, по замыслу евангелиста, в этот разговор. На самом деле в этом разговоре Иисус готовит учеников к тому, чтобы они перенесли испытание, связанное с Его убийством и смертью. Перенесли, не потеряв веру. Иисус там действует как живое Слово. Его личность как Слово укрепляет учеников. Даже когда тело умирает, Слово в них живет. Так устроен Бог. Он – Слово.

Сцены Вознесения в Евангелии от Иоанна нет. У Иоанна Иисус дает силу Духа ученикам во время посещения в первый вечер своего Воскресения. В эпизоде, который мы сейчас читали, это явление Иисуса происходит уже через неделю. По мысли Иоанна, у учеников уже всё есть, чтобы Церковь жила без физического присутствия Иисуса.

Дальнейшую историю мы читаем уже в книге Деяний Апостолов. Это книга, которую надо читать в период от Пасхи до Пятидесятницы, это история ранней Церкви. В этот период мы будем ее читать на литургии в качестве первого Чтения. Эту раннюю историю евангелист Лука пишет сначала по рассказам, по воспоминаниям. С какого-то момента, когда он уже сам присоединился к общине апостола Павла, он начинает это описывать как хроникер. Поэтому первые эпизоды из жизни общины, скорее, принципиальные. Это, может быть, не точные исторические описания событий со всеми моментами, затемняющими смысл. Это описания, в которых содержание очищено. Может быть, это не стопроцентная историческая правда в обычном смысле, в научном, но правда в смысле очищения материала от ненужных наслоений.

В ближайшие дни мы будем переживать явления Иисуса, которые продолжались сколько-то недель. Для учеников это было психологически очень важно. Это очень сильно их укрепляло в знании того, что их связь с Богом через Иисуса не прекратилась, Бог в курсе дел и защищает по-прежнему. Они исполняют дело, которое Бог им поручил. Для нас это тоже имеет определенную важность, надо почитать и поразмышлять об этом.

Но этого этапа в своей жизни мы уже лишены. Христа мы воспринимаем через тексты, но и не просто через тексты. Через людей, которые эти тексты восприняли. Через людей в Церкви, которых мы знаем, и про которых мы догадываемся, что через них действует Бог. Через них Иисус показывает себя, какой Он, действует. Это и мужчины, и женщины, и старики, и дети. Люди больные, беспомощные, глупые, сумасшедшие. Но это те, в которых нам Бог дает увидеть, обнаружить веру, связывающую этого человека с Богом через Христа. Такой человек у нас может вызывать и сострадание, и отвращение, и неприятие, но одновременно он – школа для нашего научения вере. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2017

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website