Через неделю кончается Пасхальное время. Принято обращать внимание на радостную сторону происшедшего. У человека есть возможность, наконец, освободиться. Акцент на смерть как на освобождение от всего тяжелого и неподъемного, что у человека уже есть в старости. Встреча с той реальностью, где Бог, источник всего.
Египтяне изображали посмертный суд как весы – на одну чашу грехи, на другую добрые дела. Вы, родные, знаете, в чем была сила усопшего, его сила перед лицом Бога, не перед людьми. Перед людьми эта сила обычно выражается через какие-то слабости, через дефекты.
Направленность на подлинное. Когда я говорю «подлинное», там вместе и честность, и стремление к любви, и всякие такие вещи. Которые при жизни у человека получаются плохо, потому что очень много препятствий, которые идут еще от родителей и прародителей, греха культуры. Через все это у человека пробивается росток подлинности, за который потом, после смерти Бог его и ухватывает. Возможность не испугаться Бога, не испугаться этой новой реальности. Если мы знаем, от чего умершему надо освободиться, то мы сейчас мысленно можем ему помочь в этом, помолиться об этом. Но главное не это. Главное – поддержать тот росток, о котором я говорил. Поддержать его, просто через радость и благодарность за то, что такой человек есть, прожил жизнь и теперь ушел дальше. Что нам, на самом деле, повезло, что встретили его на жизненном пути, какие бы там ни были трудности, непонимания. Это в Церкви и называют пасхальной радостью, радостью Воскресения. Она не чисто психологическая, это реальный контакт с Богом. Реальное вхождение в поток молитвы Церкви. Аминь. Читать далее »