30 апреля 2017 – 3 воскресенье Пасхи
Август 3, 2017Деян 2, 14. 22-33; 1 Петр 1, 17-21; Лк 24, 13-35
Попробуем сейчас войти в положение этих учеников. Обращаю ваше внимание на то, что Новый Завет говорит о том, что были десятки явлений Иисуса, после Воскресения. Из этих явлений отобрали всего несколько, чтобы поместить их в Евангелия. Самым важным, по мнению евангелистов или общины, был этот эпизод. Чем этот эпизод важен? Ученики идут из Иерусалима в Эммаус, недалеко от Иерусалима, и состояние у них очень плохое. Потому что у них произошли трагические события, с арестом Иисуса, с Его пытками, распятием, со смертью Его на кресте. Это для них событие очень большое, Иисус предлагал им другую жизнь. Жизнь с высокой целью, большой целью – спасение мира. Теперь они на перепутье. Возвращаться в обычную жизнь, как у окружающих, заниматься хозяйством, богатеть, зарабатывать в обществе какой-то престиж? В этот момент и появляется Иисус. На самом деле этот момент выбора очень тяжелый для этих людей. Важно, что они Его не узнают. Из Евангелия мы знаем, что явления вообще были необычные, Он был в разных обликах, но в данном случае мне, кажется, понятно, почему они не узнавали. Бывает в жизни, что когда мы настроены на что-то другое, мы не видим очевидных, наглядных явлений. Думаю, что они не видели Иисуса просто потому, что были сильно заняты собой. Иисус начал им рассказывать о писаниях пророков, о том, что пророки Израиля рассказывали, каким образом придет Спаситель, и все это с Ним произойдет: страдания, и убийство, и воскресение. Они это слушают и не узнают, но сердце в них уже начинает гореть. Они начинают чувствовать, что в том, что делал Иисус, действительно есть правда.
Еще одну вещь про пророков я хочу сказать. Мы читали, что пророки отнюдь не занимались тем, что предсказывали пришествие Христа. Они говорили другие вещи: если вы хотите, чтобы Бог был с вами, увидите сироту, возьмите его к себе в дом. Видите вдову, которая осталась без семьи, без средств к существованию, позаботьтесь о ней как следует. А люди не дураки, они как сейчас понимают, так и тогда понимали, что такое взять сироту. Это не просто какие-то денежные и экономические трудности, а дело в том, что у него может быть плохая наследственность, воровать начнет. Или эта вдова – примут ее в дом, а это окажется такая склочница, что она всю семью перессорит, и куда от нее деваться. Люди всегда думают перед тем, как это сделать. Но есть разница между верующим и неверующим. В рассуждениях, бывает, выстраиваются такие весы. Накладываем аргументы на чашу в пользу чего-либо или против. У верующего человека на одну чашу добавляется надежда на то, что, хотя впереди неизвестность, но я знаю, что если я хочу делать по воле Божьей, то Он поможет. А у неверующего на другую чашу весов накладывается панический страх перед неизвестностью. Поэтому я и говорил о том, что эти ученики оказались перед серьезным выбором, как жить. С надеждой на Бога или как все.
Последний эпизод – это история, когда они начали ужинать: взял хлеб, благословил, преломил и подал им. Тут они вспомнили, что это же самое происходило во время Его последней вечери, последнего ужина с учениками. Это оказалось, как изображает, по крайней мере, евангелист Лука, последней каплей: открылись у них глаза, и они увидели, что это Иисус. Как дальше Лука пишет, Иисус стал невидимым для них. Это очень серьезное указание на то, что, когда мы совершаем Евхаристию, которая, к сожалению, очень мало похожа на дружеский ужин, Иисус присутствует невидимый, и оказывает действие. Дело не просто в том, что Иисус явившийся оказал психологическую и эмоциональную помощь ученикам. Дело в том, что они и дальше смогли жить как люди, которые знают, что Бог с ними.
Когда мы выходим после мессы из храма с чувством, что теперь у нас много сил, мы можем горы свернуть, то это неправильное ощущение. Это эйфория, которая через некоторое время приведет к срыву. А правильное ощущение – это то, что я понимаю, что у меня сил очень мало, и я должен беречь их. Но я знаю, что Бог мне поможет. Сделает то, что я сам не могу сделать, но то, что надо, Он через меня сделает для спасения мира.
© Священник Сергей Николенко 2017