1 октября 2017 – Неделя по Воздвижении
Март 4, 2018Гал 2, 16-20; Мк 8, 34 — 9, 1
Здесь собран кусочек общины, которая имеет дело с зависимыми и созависимыми людьми. Родственники зависимых – да, но в какой-то мере созависимыми являются все люди, потому что созависимость – это та часть греховности, которая человеком приобретается и наследуется в отношениях с близкими. Мы не занимаемся лечением, для лечения есть специализированные программы. Мы занимаемся сопровождением этих людей в их пути по жизни и в Церкви. Мы стараемся помочь жить по Евангелию, используя для этого возможности Церкви.
Церковь – это не храм с литургией или с мессой. Это всё важная, но очень малая часть Церкви. Основная часть Церкви осуществляется в общении – в простом, межличностном общении, когда люди стараются слушать не только себя, не только голос своего эго, а слушать более глубокий голос, который есть во мне – голос Бога, голос Святого Духа. Пытаться услышать это же и в собеседнике. Пробраться через какие-то его раздражающие черты, через его и мой эгоизм, через болезнь. Реально в этом общении осуществляется Царство Божие.
Иногда можно заметить, как в этом общении участвует кто-то из святых как бы «патентованных», но это редко. Чаще ощущается помощь от воспоминания каких-то знакомых, уже ушедших из этого мира людей. Добрых людей, которые сейчас, по-видимому, находятся в славе Божией, хотя никто их таковыми и не объявлял. Это всё есть, и это такая реальность Церкви, в которой надо жить, и в которую Бог нас призвал. Мы стараемся как-то в эту реальность входить, прежде всего, сами, что трудно, потому что вообще всё хорошее трудно. Но еще и потому, что мы сами люди больные и грешные.
Это всё я сейчас говорил, имея в виду на самом деле фразу, и вообще этот отрывок, который есть во всех синоптических Евангелиях: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Это про крест. Для начала надо понимать приблизительно, чего хочешь. Попросту говоря, я могу к Богу идти, если Бог мне интересен. Не какие-то церковные величественные процедуры, священники, епископы и так далее. Сам Бог интересен. Хочется узнать Его. Этот исходный мотив всегда бывает несовершенным, но по мере движения Бог его очищает. Если это есть, тогда уже во мне появляется сила отвергнуться себя. Не ставить себя – мои желания, мои привычки, мои замечательные идеалы – в центр Вселенной. Мою неустроенность, мою депрессию, мою похоть – не ставить это в центр.
Дальше для следования за Христом малости не хватает – взять крест. Что такое крест? Добрым и послушным христианам тут вспоминается Иисус, который тащит на себе крест на Лобное место. Что такое Его крест? Это просто реальность, в которой Он оказался по факту жизни – такой, какая она есть. Это не означает, что Иисусу не повезло в жизни, что Он такой несчастный, от того, что церковные власти Его не признали. Это означает, что есть реальность общей греховности и церковных властей тогдашних, и светских властей, и народа. И всё это таким образом сложилось, сцепилось, что Иисус оказался лишним в этом мире.
Нести на себе крест – это значит, нести общую реальность. В конкретных проявлениях, конечно. У кого-то на первое место выступают свои слабости, у кого-то на первом месте давление окружения, которое эти слабости провоцирует. Давление окружения среды, которой человек не может сопротивляться. Если говорить о таких формах греховности, как зависимость и созависимость, первый момент – это то, что человек не может оторваться от окружения, которое провоцирует в нем неуправляемое желание уйти от невыносимости своего состояния. Человек, зависимый от веществ, это делает с помощью наркотика или еще чего-то. Человек, зависимый прежде всего от отношений с другими людьми, делает это через эмоциональное воздействие. Он или ведет себя как жертва, и тогда ему становится хорошо за счет ощущения того, что он самый несчастный, и все ему обязаны. Или может поставить себя в положение тирана, эмоционально давить на ближних, контролировать каждый их шаг, стараться возбудить в них покорность, чувство вины, за счет этого ему становятся лучше. Но это всё попытки избежать креста.
Крест – это то, что можно нести. То, что Бог дает возможность человеку нести. С помощью Бога. Как Павел в сегодняшнем Чтении говорит: Уже не я живу, но живет во мне Христос. Потому что он прекрасно понял, что жить, не опираясь на голос Бога внутри, никак не получается. Ерунда получается. А голос Бога ему оказывается лучше всего слышать через Христа. Через обращение к Нему, через размышления о Нем, через воспоминания. И так далее. Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2017
Изображение: Джон Макнотон, The Via Dolorosa, 1951