5 октября 2017 – Четверг 26 рядовой недели
Март 4, 2018Неем 8, 1-4a.5-6.7b-12; Лк 10, 1-12
В России изначально неизвестен был тот антисемитизм, который в западной Европе развивался на протяжении первого тысячелетия. Иудаизм оказывался довольно притягательным для православных. Известна «ересь жидовствующих» в XV в. Потом тоже были если не ереси, то движения – православная Церковь и государственная администрация их побаивались и старались как-то защититься от них. Даже не знаю, с чем это было связано, может быть, с общей неграмотностью, которая была в православии, может, с непонятностью для русских Христа. Но эти слова псалма, которые сегодня звучали о заповедях, которые слаще меда и капель сота (Пс 19) – я их именно так и ощущаю. Возможность видеть доброкачественные ориентиры в жизни – действительно сладостна.
Что касается жизни с Богом или вхождения во внутреннюю жизнь Бога через попытку войти в собственную внутреннюю жизнь, то я все время вспоминаю сейчас слова Иоанна Златоуста о том, что вначале после обращения Бог кажется таким близким и понятным, и это дает поддержку, а потом годы проходят, и по мере того, как начинаешь пробовать жить по-христиански и осуществляешь это христианство в жизни, Бог становится всё дальше и всё менее ясным. Он удаляется и как бы лишает поддержки, которая была вначале.
Я, наверное, говорил уже, что по мере того, как в моей жизни и жизни нашей семьи полоса несчастий, смертей и болезней как-то прошла, отступила (я чувствую, что начал отходить), я всё больше погружаюсь в события видимого мира. Мне трудно сосредотачиваться на реальности, которая находится за пределами, на реальности божественных сил, личностей, которые находятся в славе Божьей, на реальности самого Бога. Она настолько большая и настолько превосходит те модели, которые я могу помыслить, что не могу сосредоточиться на Боге. Другое дело, слушать подсказки. Подсказки, как видеть происходящее, какие шаги дальше делать. Но жить с подсказками тоже трудно, потому что масштаб явлений плохо виден.
Я думал о той же Г., о которой сегодня шла речь. Ее теперешняя ситуация кажется бесперспективной, но это только маленький момент в дальнейшем пути, который должен из ее так называемого христианства сделать действительную веру в Бога, доверие к Богу и отношения с Богом. Избавление от безумия богача. Когда я думал об этой вязи и сплетении человеческих судеб, которые Бог видит и как-то ведет на благо, становится спокойнее, Бог становится ближе.
Мы приедем в Израиль, который пережил великую травму смерти Бога. Травму того, что Бог не защитил свой народ, не выполнил обетований, допустил его уничтожение. Сейчас эта травма становится немножко меньше за послевоенные 70 лет, когда видно, что народ жив и имеет землю. Но надо понять, и мне самому надо осознать, что противостояние с окружающими арабскими странами Израиль воспринимает через призму травмы изгнания в Вавилон, через травму изгнания из Европы в ХХ веке. Это гонения, в которых они живут, и которым они все время с оружием в руках сопротивляются. Думаю, что, когда мы там окажемся, нам – по крайней мере, мне – будет трудно понять именно этот дух пребывания в состоянии постоянной войны. Войны, которая ведется под руководством Бога, что существенно. Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2017