8 октября 2017 – Неделя 18-я по Пятидесятнице
Март 4, 2018Гал 5, 22 – 6, 2; Лк 6, 17-23
Я много раз говорил, что Евангелие нам описывает очень короткий отрезок, посвященный Иисусу, так что поневоле другие люди в этих текстах выступают как статисты. Трудность заключается в том, что, как правило, не видно динамики. Не видно развития характера. Теологически Иисус все время один и тот же. В задачу авторов не входит показать изменения, которые с Ним происходят, хотя по тексту мы видим, что происходят. А изменения, которые происходят с окружающими, описываются очень просто: не веровал, потом уверовал. Больной исцелился, здоровый стал учеником и пошел за Иисусом. В этом, конечно, есть ограниченность Евангелия и Писания как такового. Отчасти это преодолевается в посланиях Павла, когда Павел пытается расписывать динамику духовной жизни.
Но ярче всего эту динамику мы видим, конечно, в монашеской литературе первых веков, когда люди в течение многих десятилетий сосредотачиваются на Боге. Они стараются слушать Его и вести соответствующую жизнь, но срываются. Эти срывы оказываются тем более досадными, что обычно для выхода из них требуется много лет. Иногда быстрее.
Богословие и исследовательская деятельность этих отцов во многом направлена на то, чтобы понять, откуда начинается срыв. В какой момент дьяволу, который все время меня провоцирует, наконец, удается меня зацепить. Как правило, человек этот момент не отслеживает. Уже много после того, как срыв произошел и идет выход, голова как-то более или менее встала на место, человек пытается вспомнить, как это началось. Иногда он придумывает начало, а иногда реальность становится более или менее ясной. Всегда это бывает некий момент опьянения. Опьянения тем, что у меня всё получается. Бог со мной, я молюсь, чувствую, жизнь складывается, в жизни много дел, но я всё делаю правильно. Это и есть опьянение.
Опьянение или, как в советское время говорили, «головокружение от успехов». Это происходит в момент, когда духовных успехов на самом деле давно нет. Какие-то успехи в делах – это да. Духовных уже давно нет. Не бывает так, чтобы дьявол святого человека соблазнил одномоментно. Как встреча с Богом готовится, так и встреча с дьяволом, такое соблазнение – это момент, к которому человек уже внутренне подготовился. Искусство распознавания духов, которое Церковь накопила, это как раз искусство распознавать начало. Как получается, что я теряю трезвость.
Если мы почитаем исследования стадий срыва у анонимных алкоголиков и наркоманов (есть классическая работа у Горского), эти вещи мы увидим. Начинается всё с вовлеченности в дела. Вовлеченность в дела означает исчезновение, можно сказать, интереса к Богу. Хотя интерес – это не очень точное слово. Скорее, такого настроя, что без ясности, которую я от Тебя, Боже, получаю, мне ни дня не прожить. Если мне кажется, что у меня всё идет успешно, значит, на самом деле, глубинной ясности на Твоем уровне нет. Значит, дела надо оставлять, вовлеченность в дела оставлять, и заниматься просто покаянием. Вслушиванием, что во мне не так, что я сделал не так.
Нагорная проповедь – в варианте Луки «равнинная» проповедь, где Иисус стоит на таком же уровне, как все вокруг. Говорит им: «блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царство Божие». Не когда-то там нищие духом его заслужат, а они уже пребывают в духовных планах Царства Божия.
На позапрошлой неделе был семинар католических журналистов. Съехался народ из приходов, к журналистике, как правило, имеющий минимальное отношение, но горячий. К. пересказывал им какие-то вещи из того, чему его учили в Риме на соответствующих курсах. Один из моментов там был: как человеку объяснить, что такое ад. Как объяснить по-журналистски точно, чтобы человека и заинтересовать, и не врать ему, и так далее. Человек, который докладывал, сказал, что нужно сказать одну вещь: «Ад – это выбор человека». С журналистской, с психологической точки зрения это правильный ответ. С одной стороны, ошарашивающий простотой, с другой стороны, побуждающий к размышлению, исследованию.
Но это мышление глубоко западное. Евангелие и восточная традиция говорят другое: человек сам к такому выбору не способен. Выбор на самом деле сделал Иисус. Сделал Бог. Возможность для человека удержаться на плаву, это не самому что-то выбирать, а сдаться помощи Бога через Иисуса. Послания Павла очень хорошо это описывают. Это принципиальная вещь, и с журналистской точки зрения, если так ответить, человек опять же заскучает, что ему навешивают какую-то религиозную пропаганду. Да, это скучно – но это правда, от этого никуда не денешься. Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2017