4 декабря 2017 – Понедельник 1 недели Адвента
Март 5, 2018Капернаум – это была такая деревушка размером с футбольное поле. Раскопали остатки каменных стен как лабиринт. Видно, что деревушка просто как многоквартирный одноэтажный дом. Только всё построено не по плану, а хронологически прилеплялась стена к стене. Так и получилось. Камни они, наверное, набирали на берегу. Стены сделаны из булыжников. Значимые евангельские события происходят на территории этого футбольного поля. Через сто метров – берег Галилейского «моря», озерка.
Настоящее место, аутентичное – это Кумран. Кумран, Масада. Пещеры, в которых были найдены большие кувшины со свитками. А всё остальное уже в трехсотых годах. Император Константин взялся за внедрение христианства в имперскую жизнь. Одна линия у него была идейная, организационная. Всех епископов и паству привести к одному знаменателю. Собрал Собор, чтобы Церковь интегрировать в империю. Империя тогда была как студень, шаталась из стороны в сторону. Христианство было призвано ее укрепить. Но христианскому мифу нужны были материальные основания. Его мать Елена организовала экспедицию по евангельским местам.
С евангельскими местами дело обстояло довольно плохо, потому что в 70 году почти за 200 лет до того римляне разрушили Храм, потом в 130 году после восстания Бар-Кохбы разрушили Иерусалим до основания. Камня на камне не оставили. Население, которое там было, выгнали. В таком виде это просуществовало 200 лет, пока Византия не подобрала это место. По моим представлениям, просто ставили флажки. Нашли в земле подходящую пещеру без останков – это будет Гроб Господень. На другой стороне нашли оливковую рощу – это Гефсимания. А тут будет гора Вознесения. И так далее. Последние 150 лет археологи, библейские и светские, всё это раскапывают. Получают доказательства, но какие доказательства? Что Назарет – действительно была деревня на том месте. Капернаум – действительно, был поселок.
В прошлом году после долгих согласований с греками раскопали Гроб Господень. Пришли к научному заключению, что это действительно то место, которое обозначила императрица Елена. Это максимум, чего удалось достичь. Почему это было важно? Потому что после этого несколько раз по Иерусалиму проходили волны – исламские, турецкие и прочие – когда опять всё разрушали, население убивали или выгоняли. Строили всё новое. Есть цепочка косвенных доказательств, а прямых нет.
Кумранские находки добавили серьезные доказательства. Оказалось, что Иоанн Креститель разговаривает текстами из Кумрана. Говорит: «Вы, порождения ехиднины, кто вас научил бежать от будущего гнева?». «Порождения ехиднины» – это у кумранитов в их апокалиптике воплощение Антихриста от змеи, Ехидны. И так далее. Потом еще такой эпизод, который, казалось бы, ни к селу ни к городу, но который есть во всех синоптических Евангелиях, когда Иоанн Креститель уже из кутузки посылает учеников к Иисусу спросить: «Ты ли тот?». Иисус отвечает странным текстом: «Вы что, не видите – больные исцеляются, мертвые воскрешаются, нищим благовествуется». В Кумране нашли клочок рукописи с описанием Мессии. Там в точности эта цитата. То есть, они так перебрасывались цитатами. Но это всё тоже входит в очередную цепь косвенных доказательств.
Понятно, что Иисус был, и всё описанное в Евангелии было. Нам нужно только знать, в каком смысле Он – Сын Божий. Действительно Он для нас путь к Богу? Это только мы сами можем установить. Все эти косвенные доказательства, о которых я сейчас рассказывал, – мертвые. Ожить они могут только через нас, через веру. У каждого формулировка веры своя. Моя формулировка такая, что, грубо говоря, я на Тебя поставил, я постарался построить свою жизнь соответствующим образом. Поворачивать назад я не собираюсь. В сухом остатке имеется это. А уж что Ты сделаешь, что Бог через Тебя мне покажет, мне сделает, и через меня другим сделает – это уже Твое, это не моя забота. Что я могу, я стараюсь делать.
Ощущение дьявола тоже ясное есть. Эта ложь, которая в нем есть, мне омерзительна. Не хочу с ним идти на какие-то компромиссы. Как бы ни складывалась жизнь. Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2017