4 марта 2018 – Неделя 2-я Великого поста
Май 8, 2018Первое Чтение – этот фрагмент вырван из остального текста, и, конечно, на слух воспринимается бестолково. Но, по крайней мере, он заставляет думать о том, что кроме этого видимого, человеческого мира есть еще и ангельский мир. Есть ангельский мир – как правило, невидимый – но ощущаемый. Ощущение ангела-хранителя, мне кажется, у многих верующих есть. Некоторые говорят: «Бог меня хранит» и так далее, но другие так высоко не возносятся, а полагают, что есть индивидуальная ангельская сила, ангельская личность, которая дается каждому человеку. Всегда, когда мы имеем дело с официальными структурами, с бюрократией, нужен какой-то толкач – человек, который толкает это дело. Ангел-хранитель наше дело как бы толкает на небесах и на земле. Но бывает, что-нибудь такое в голову или в какое-то другое место вступит, понесет и ангел-хранитель уже ничего не может сделать. Ангелу-хранителю все-таки проще иметь дело с трезвым человеком, который слушает и происходящее, и самого себя тоже.
По поводу исцеления расслабленного. Исцелению-то не сильно удивились, потому что целителей тогда было не так мало. Но идея, что человек может простить грехи – не укладывалась в голове. И действительно, укладывается трудно. У расслабленного какие грехи-то были, интересно? Человек, парализованный с детства. Какая причина непонятно – то ли родовые какие-то проблемы, то ли в детстве позвоночник ему повредили. Братья и сестры бегают и скачут, а он лежит. Какой у него основной грех? Зависть. Почему грех? Потому что на основе зависти делается масса дурных дел. И зависть заразительна: если страх и гнев заразительны, то зависть заразительна тоже. Она как раз и заводит эмоцию гнева, ярости.
Еще Папа Лев XIII писал про социалистов в конце XIX века, когда Маркс появился. Ленин еще в коротеньких штанишках бегал, а Папа Лев XIII уже писал, что основной мотив, который социалисты используют, это зависть. Зависть рабочего к предпринимателю. Так нельзя, и это может привести к большой крови. В общем, так и привело.
Другой грех – я так предполагаю, что он был очень капризный. Если семья испытывала чувство вины перед ним, и он был как бы в центре внимания, то капризный. Капризный, обидчивый.
Еще одна принципиальная вещь – это уверенность в том, что Бог его не любит. Других людей Бог любит, дал им много всего – прежде всего, ноги. А мне нет. Бог ко мне несправедлив и иметь дело с таким Богом противно, и большой гнев Он вызывает, этот Бог.
Давайте смотреть, что дальше происходит. Иисус говорит: «Встань, возьми постель твою, и пошел домой». Встает. Очевидно, сам находится в изумлении. Но вопрос, что он сделает с этим изумлением дальше. Когда Иисус говорит ему «прощаются тебе грехи», это означает, что в этот момент человек забыл про свою обиду на Бога, про зависть к другим людям, про капризы. Про грехи забыл. Может жить без них. Это момент прощения, связанный с радостью и даже некоторым опьянением от того, что он стал как все. Мечта исполнилась.
Но какое-то время пройдет, и этот бывший расслабленный увидит, что он не как все. Потому что навыков жизни, которая есть у полноценного человека, у него нет. Он их не приобрел. Ему их надо приобретать. Дальше уже посмотрим, что с ним будет. Опыт того, что Бог на самом деле его любит, дошел этому человеку до глубины души, и он этот опыт не забудет уже? Или в какой-то момент опять: «у меня не получается как у всех, не получается работать, не получается чего-то еще делать…». Вещи, к которым он не привык. Значит, опять «Бог меня не любит», и пошло-поехало. Возвращение к исходной позиции. Лег, отвернулся лицом к стенке. А тут и опять ноги могут отняться. Это то, что называется «срыв».
Может, полежав, отвернувшись лицом к стенке, он опять вспомнит то, что сделал ему этот человек Иисус. Иисуса вспомнит, и опять почувствует силу, опять начнет ходить и будет стараться войти в полноценную жизнь. Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2018