Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

8 июля 2018 – Неделя 6-я по Пятидесятнице

Июль 10, 2018

timthumb

Рим 12,6-14; Мф 9,1-8

Эта евангельская сцена построена таким образом, что парализованного приносят, а ничего не указывается – он сам-то просит об исцелении, о прощении, сознает ли он вину свою перед Богом? Это сложная вещь, потому что просто так, по забывчивости, такие серьезные вещи не опускают. Действительно непонятно, что у него делается на душе. Но, наверное, если уж он позволил себя принести, то ему этого хотелось. По большому счету, у человека, который много лет находится в таком состоянии, накапливается много обид на жизнь, на окружающих, на Бога. Накапливается чувство безысходности, может быть, даже агрессии в отношении Бога. Если не накапливается, то это уже однозначно святой человек.

Иисус прощает ему грехи. А какие грехи могут быть у паралитика? Грехи по отношению к Богу – это я уже сказал. Неверие в милость Бога, в то, что он интересен Богу. А по отношению к ближним – это раздражительность, капризы, которые демонстрируются близким, которые ухаживают за ним. Это человек не брошенный, не одинокий – об этом говорит то, что все-таки нашлись люди, которые его принесли. Это значит, что он своими капризами и дурным характером не отвратил от себя окружающих. Какой-то человеческий контакт и, наверное, даже неплохой контакт у него с окружающими, с близкими есть.

Иисус прощает ему грехи – не знаю, как Иисус чувствует веру этого человека, это секреты не мои. Но то, что он чувствует ее через видимые, достаточно участливые отношения к парализованному со стороны его родных, которые его принесли – это да. Есть такая опора, нить любви, которую Иисус может нарастить и сделать ее прочной как канат. Имея в виду ситуацию этого парализованного, которая объективно тяжелая и объективно требует много доброй воли и много любви, чтобы держаться в отношениях с окружающими на плаву.
С другими людьми, с какими-то фарисеями у Иисуса не получается ничего. Это люди, у которых настолько сильная броня интеллектуальной защиты и ощущения своего превосходства над другими, что Бог в лице Иисуса или через Иисуса пробиться к ним никак не может. По крайней мере, в моменты, которые показаны в Евангелиях. Интеллектуальная уверенность в своей праведности, в том, что я прав, а все другие неправы. Тоже это вещь непростая. Действительно, у человека могло это возникнуть как чисто защитная реакция, связанная с неуверенностью в себе. Но дьявол не спит, он такие моменты, которые находятся на грани человеческой слабости и гордыни как греха, на грани слабости и греха, использует. И тоже из этой ниточки ненависти к людям, может быть, очень тонкой, наращивает канат. Бог одномоментно с этим сделать ничего не может, хотя этот человек – я говорю о гипотетическом фарисее – совсем не выглядит как чудовище. Он может быть очень милым, предупредительным, заботящимся о том, чтобы все делать правильно. Правильно и праведно. Но это только оболочка. Понятно, что под этой оболочкой человек мучается, потому что его человеческая природа ощущает, что никакой он не праведник на самом деле, а все его праведные дела валятся и шиты белыми нитками. Но ненависть работает. Это, конечно, трагедия нашего мира. Аминь.

Священник Сергей Николенко

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website