Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

28 марта – Четверг 3 недели Великого Поста (реколлекции общины)

Март 28, 2019

1 Кор 7; Мф 22, 30; Мк 12, 25

Павел однозначно здесь говорит в таком, я бы сказал, эсхатологическом угаре, ожидая, что вот-вот Христос придет, и не будет ни мужей, ни жен, а все будут в воскресении мертвых как ангелы на небесах. Так он и пишет – по слабости вашей, из-за похоти, чтобы она к греху не приводила, советую вам жениться и выходить замуж, во избежание блуда. Но желаю, чтобы все люди были как я. И тут же он пишет – но все-таки каждый имеет свое дарование от Бога: один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться как я, но, если не могут воздержаться, пусть вступают в брак, это лучше, чем разжигаться. И в другом месте он пишет: если девица выйдет замуж, не согрешит, но таковые будут иметь скорби по плоти, а мне вас жаль. Скорби по плоти – это скорби, связанные с человеческой привязанностью. В том же эсхатологическом угаре он пишет: «время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся» (1 Кор 7, 29-30), ибо проходит образ мира сего, и я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатые заботятся о Господнем, как угодить Господу. А женатые заботятся о мирском, как угодить жене. И так далее.

Давайте может быть, поделимся, какие есть мнения по поводу этой разделенной и неразделенной любви к Богу. Не теоретизируя, а в жанре от себя.

О.: Я полезла в Пия XII, посмотреть, какие примеры. Пример из жизни ровным счетом один – что священники и монашеские общины, которые занимаются образованием, медициной, социальной работой и так далее, если бы эти люди имели жен, мужей, детей, они не смогли бы заниматься сиротками и прочими. Получается, что это не столь уже неразделенное сердце изначально, сколько практическая необходимость плюс кусок здравого понимания того, что семья такого человека будет малофункциональной в нашем смысле, если он будет совмещать одно с другим. С другой стороны, в Церкви эти формы жизни как раз сейчас вымирают, всякие активно занимающиеся. Когда я смотрю на активно занимающуюся всем этим конгрегацию… человеку свойственно нуждаться в другом человеке. Иначе не было бы ни Церкви, ни общин внутри Церкви…

Поэтому все эти порицаемые и изгоняемые привязанности вполне имеют место быть. Плюс они очень часто в монастыре вырастают в более нездоровые формы, чем у человека, который живет в семье, с родителями и детьми. Это меня раньше очень сильно отталкивало, потому что мы рассуждаем об этом всем красивом и замечательном, и «моем муже Иисусе», как я язвлю на эту тему, а вместо этого получаются и однополые заигрывания, которых я достаточно видела в наших общих спальнях, и всякие отношения со спонсорами, из которых люди деньги тянут, потому что сестру поддержать надо, это всё очень быстро искажается.

А с другой стороны, все-таки семья есть установление божественное, как мы читаем в книге Бытия, а апостол Павел – видно, что человек несемейный и ожидающий Второго пришествия послезавтра. Это меня заставляет задумываться о весе этих его слов. Потому что когда в этом последнем документе авторы пытаются сделать какое-то исследование на эту тему, они честно излагают, что весь Ветхий Завет и большая часть Нового – это, во-первых, про брак, угодный Богу, про потомство, угодное Богу, про благословение этого брака и этого потомства. Это одна существенная написанная вещь. А другая существенная вещь – это то, что не все скопцы сделали себя скопцами ради Царства Небесного (ср. Мф 19, 12). Есть еще и другие категории. На практике, боюсь, что в нашей Церкви очень трудно различается одно от другого.

Потому что, как ты, М., говорила в первой части, «от мужчины подальше держаться» — я видела много людей, и помню себя саму, поступающую в монастырь, в значительной степени именно потому, что я боялась другого человека и боялась, что эти отношения могут завести меня в то же безумие, которое я видела в родительской семье. Я об этом думаю довольно часто, и когда я об этом думаю, пафос у меня довольно сильно убывает.

С другой стороны, в моем нынешнем безбрачном состоянии я бы не сказала про нераздельную любовь к Богу, я бы сказала про возрастающее ощущение зависимости от Него. В отношении здоровья, в отношении материальных вещей, в отношении работы. В то время как семья, в которой есть, по крайней мере, двое взрослых работающих и получающих какие-то доходы, это дающее больше уверенности в себе существование. Это несомненно, в таком виде я себя в руках Божьих чувствую. В контексте монастыря, где в банке лежат деньги, которые прокручиваются, и я покупаю себе вещи, которые не могут себе позволить наши соседи, как это у меня было в Польше, и меня это очень сильно угнетало – думаю, что эта зависимость ощущается гораздо меньше, там скорее зависимость в виде Бога, дающего силы выносить других таких же, и дающего силы выносить меня. Общинную жизнь, которая, конечно, благословение, но которая очень трудно дается, и без Бога там ничего не получается. Скорее, я бы на этом остановилась. На принадлежности себя Богу на сто процентов, при этом любви в эмоциональном понимании у меня в этом нет ни капли. Есть некоторое устремление воли и есть некий опыт. Спасибо.

Ст.: Я как раз читала Эдит Штайн, «Науку креста» – хотелось в кармелитской духовности разобраться. Пафос такой, чтобы отказываться от всего, что вызывает хоть какую-то земную привязанность. Бога как такового достаточно. Любая вещь, которая мне нравится, не нравится – это все ерунда. На себя примерить – тяжело, не доросла. Правоту понимаю – если Бога понять, кроме Него ничего не надо. В то же время Он сотворил людей, один человек другому нужен, Церковь – объединение людей, община, в природе это заложено. (комментарий от Оли: «Наука креста» – текст неофитки.)

Про себя думала: если бы даже не пришла в Церковь, не стала бы посвященной девой, все равно не смогла бы пребывать в браке. Изначально устройство такое, что мне очень тяжело понимать и постоянно ощущать рядом эмоции другого человека и его прочую жизнедеятельность. Истощение настолько сильное, что всю жизнь в тесном общении под одной крышей – не могу выдержать, не способна. Ну и хорошо, потому что и так есть чем заняться. Понимание больше техническое, что Бог, видя мою ущербность, пытается использовать ее во благо, чтобы был не вред, а какая-то польза. За это есть благодарность Богу.

М.: Медитация – чувствовала любовь Бога, что Он любит меня всю целиком, и эта любовь всеобъемлющая. Просто Он любит меня. И в тот же момент я поняла, что точно так же, в том же объеме Он любит другого человека, то есть, всех людей. Я прекрасно понимаю, что я так не смогу никогда, и у меня все равно отношение к разным людям эмоционально окрашено совершенно по-разному. Не знаю, может быть, чем более человек продвинутый, тем более ровно он может любить всех людей.

Священник Сергей Николенко

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website